Анри Картье-Брессон
«Как и у большинства детей моего поколения, у меня была камера Brownie-box, которой я периодически фотографировал и в основном для того, чтобы заполнить своими пробами маленькие альбомчики, документирующими воспоминания о проведённых летних каникулах».
С той поры прошло достаточно времени, и мир заслуженно помнит гения фоторепортажа ХХ века — Анри Картье-Брессона, отца фотожурналистики, который прожил долгую жизнь, почти сто лет. Что оставил после себя этот мастер? Его приёмы и методы репортажной фотосъёмки актуальны и свежи до сих пор. На творчестве Брессона ковала в себе профессионалов целая плеяда выдающихся фотографов и этот процесс продолжается. Можно смело заявить, что для фотографа ХХ век – это эра Анри Картье-Брессона
Будучи уроженцем Франции, Брессон появился в семье промышленного предпринимателя, владевшего популярной по тем временам торговой маркой хлопчатых ниток. Из пятерых детей, Анри был самым старшим. Когда ему исполнилось 12 лет, он познакомился со своим дядей Луи. Именно дядя-художник привёл маленького Анри в мир искусства, заинтересовал будущего гения живописью.
Дядя Луи скончался через несколько лет, но заложенный в мальчике фундамент тяги к прекрасному оказался настолько крепким, что подросток Анри начал самостоятельно продолжать постигать искусство графики и живописи. Именно под впечатлением от творчества Эжена Атже, Брессон приобрёл свою первый фотоаппарат, с которым и начал практиковаться в неизвестном для себя виде искусства. Не все кадры, как это и ожидалось, удавались парню. Но Анри настойчиво совершенствовался, проявляя и печатая свои фотоработы. Некоторые выходили у него слишком контрастными, другие блёклыми и вялыми. Как потом писал в своих воспоминаниях Брессон, тогда он думал что приобщается к прекрасному, но это было чушью.
Брессону исполнилось 22 года, когда он отправился в Африку. Это был 1931 год. Специально для путешествия, Анри приобрёл ещё один фотоаппарат, «деревянную коробочку». Но вскоре корпус камеры весь покрылся плесенью, ведь он не был приспособлен к таким суровым для древесины климатическим условиям. Кроме этого, приехав обратно на родину, Анри привёз с собой и болезнь. Да, тот переиод жизни для Брессона был не самым лёгким. Пособия по болезни ему едва хватало на жизнь, но при этом молодой человек старался максимально использовать своё время, не раздумывая отдавая его увлечению фотографией.
Примерно в это время, ему посчастливилось обзавестись тогдашней новацией фотопромышленности – камерой Leica. С тех пор, Брессон практически не расставался с ней, камера в буквальном смысле слова стала продолжением его глаз. Уже тогда, как начинающий фотограф, Анри искал своими зоркими глазами не статику, а динамику, сюжет, сцену… Хотя он пока ещё не задумывался уходить в фотожурналистику. Но позже, изучая работы своих друзей-фотожурналистов, Брессон постепенно овладевал умением фотографировать в репортажном стиле.
Все трудности, испытываемые мастером на протяжении своей жизни, самым ярким образом отпечатывались в его работах. В начале это были финансовые проблемы и болезнь, которая как это не парадоксально, позволила Анри совершенствоваться в фотографии. Потом Вторая мировая война, котороая началась для него тем, что он вступил в ряды французской армии в чине капрала армейского кино-фотоподразделения. Вскоре, капрал попал в плен, пытался бежать. С третьей попытки у него получилось унести свои ноги в Париж, где он и стал участником Сопротивления. Собрав волю и мужество в кулак, Анри постоянно фиксировал на плёнку события военных дней. Постоянная практика самым позитивным образом сказывалась на совершенствовании мастерства Анри Брессона как фотожурналиста. Как только война закончилась, Брессон понял что может с успехом работать в кинематографе. Уже тогда, по заданию американской службы информации Анри создал первый фильм, посвящённый возвращению французских военнопленных на родину.
В 1947 году, Брессон стал одним из организаторов известного международного общества фоторепортёров «Magnum». Будучи репортёром, Брессон много путешествовал по миру, хотя он часто признавался что не может полноценно путешествовать из-за своей медлительности. Он побывал в Индии, Китае… Уже тогда Анри Брессона можно было смело ставить в один ряд с мировыми мастерами фотографии. А после его триумфа на фотовыставке 1950-х, Брессона накрыл ошеломляющий успех. Его мастерство признавали как в Европе, так и в США.
Брессон старался фотографировать так, чтобы потом не нужно было кадрировать запечатлённую сцену, всегда оставаясь невидимым свидетелм происходящего, в том числе для людей, которых он снимал. Стиль Брессона – воспроизводить сюжет в момент его наивысшего эмоционального напряжения, кульминации. С лёгкой руки автора, выражение «решабщий момент» получило широкую поддержку в фотографических слоях.
Тем не мене, годы шли, и Анри Брессон открыл для себя другое увлечение, которому старался отдавать себя в перерывах работы с фотоаппаратом. Это – живопись и графика. Сам Брессон говорил невероятное: «Фотография, в принципе мне не интересна. Я лишь стараюсь захватить мгновение реальности. Я не стараюсь что-то доказать или подчеркнуть. Вещи и люди сами говорят за себя. Я не люблю уделять много времени «кухне»: работа в лаборатории на меня наводит тоску. Тем более я неприемлю манипуляции – ни во время съёмок, ни после, находясь в тёмной комнате. Единственный момент творчества умещается в одной двадцать пятой доле секунды, когда срабатывает затвор, и мелькнувший в камере свет замирает навечно».