Композиционный минимализм в натюрмортах
Натюрморт, композиция которого представлена лишь самыми значимыми деталями, зачастую привлекает к себе больше внимания, чем натюрморт, перегруженный сопутствующими декорациями и другими аксессуарами. Умение по своему желанию располагать задействованные предметы перед объективом, используя несколько способов свидетельствует о том, что вы обладаете ощущением композиции.
Тем не менее, мы рекомендуем вам и дальше упражняться в композиционном построении, например специально ограничивая количество задействованных в натюрморте объектов, делая упор на «чистых» контурах формы, фактуры, пространства и цвета. Такой подход в фотографии называется минимализмом.
Принципы минимализма зародились в 60-70хх годах 20-го века и ещё на заре своего появления позиционировались как «простота композиции и содержания», в т. ч. и геометрическая. Постепенно проникая во все жанры искусства и дизайна, минимализм наконец подверг своему влиянию и натюрморт.
Почему минимализм обрёл такую популярность в среде профессиональных студийных фотографов угадать несложно. В первую очередь, базисом натюрмортной фотографии служит конструирование образа из набора предметов и, что неизбежно, с ростом опыта фотографа, некоторые предметы постепенно исключаются из воспроизводимой сцены. Ведь один из постулатов минимализма гласит «сказать больше меньшим количеством слов», поэтому сцена натюрморта идеально подходит для упрощения.
Следующая причина заключается в том, что фотографы как впрочем и все художники, любят оставлять на своих картинах свой «авторский» знак, свой стиль. Но в обычной фотографии сделать это не так легко как на живописи или графике, так как она способна оперировать лишь тем, что находится на предметном столике (цифровые эффекты оставим в стороне).
Упрощение сюжета или воспроизводимых в нём предметов – один из немногих действенных способов, оставить своё фотографическое «я» в предсказуемой натуре фотонатюрморта. Поэтому, нужно скрупулёзно подойти к выбору сцены и задействованых в нём элементов, а также к графическому дизайну всей картины.
Как это не парадоксально звучит, но когда вы собираетесь создать минималистический натюрморт, правильное размещение его немногих объектов займёт больше времени, чем в других вариантах натюрмортостроения. Ведь минималистическая композиция предлагает зрителю меньше альтернатив, поэтому и реакция на картину будет скорее всего более критическая. «Чистый», пустой фон должен выглядеть реалистичным и естественным.
На этой фотографии мы видим небольшое количество деталей, при этом композиция искусственно смещена в сторону, а цветовая палитра тонов и оттенков воспроизводят самую что есть строгость и простоту шекеров. Это льняная рубашка XIX века и отсутствие на ней каких-либо украшений являлось визитной карточкой жизни шекеров. Для такого сюжета, идеальным был бы вид всей рубашки с центрированием по кадру, но автор хотел получить что-то более интересное. Сдвинув поле зрения влево, удалось избежать потери важной информации, но одновременно с этим выделилась пустота окружения. Тень слева придаёт композиции удачное равновесие.
Это снимок различных аксессуаров фотооборудования демонстрирует хорошо упорядоченную композицию, основой для которой служат диагонали. В поле зрения объектива попали лишь части, центр оставлен пустым, поэтому ни на одном предмете сцены взгляд зрителя «не застревает». Фактически получилось воссоздать композицию диагоналей.
А на этой фотографии показаны титановые протезы суставов, которые в больших количествах изготавливаются на производстве. Как средство хранения для них, используется металлический лист с отверстиями, который служит идеальным фоном для одного из изделий.
Композиция создана с помощью идеального размещения камеры относительно рядов. Размещение вытащенного протеза и его отверстия намеренно сдвинуто от центра чтобы придать композиции большую гармоничность.