"Полтинники": мифы и реальность

Вы наверняка согласитесь, что самые легендарные из легендарных – «полтинники». Речь идёт о объективах с фокусным расстоянием 50 мм, которые на фотожаргоне и называют полтинниками. Ещё в плёночную эру, такими объективами оснащались фотокамеры «леечного» формата. Почему же производители полюбили оптику такого класса?

Объясняется это просто. Нормальным объективом для любой фотокамеры принято считать объектив, обладающий фокусным расстоянием, примерно равным диагонали кадра. Эти объективы позволяют захватывать изображение под углом 45-50 градусов, так как подобный захват сцены является оптимальным решением для большинства жанров, будь то портрет или пейзаж, который воспроизводится без характерных перспективных искажений.

Для 50-мм объективов разработано несколько оптических схем, из которых наибольшее распространение получили так называемые планар и тессар, названные так в честь первых объективов такого класса.

Нужно понимать, что фокусные расстояния нормальных объективов могут серьёзно различаться относительно формата. Например, для формата APS-C в качестве нормального может использоваться широкоугольник для плёночных моделей с фокусом 35 мм, или же специально сконструированный объектив с полем изображения, равным диагонали кадра. Такие объективы без перспективных и угловых искажений передают воспроизводимое для данного формата изображение, правда они могут сильно отличаться по рисунку.

Различия в оптических схемах нормальных объективов в основном объясняется их предназначением. Наиболее популярной и унифицированной схемой, правда дорогой, является схема планар, покольку она позволяет получать высококачественные снимки на расстоянии от полуметра и до бесконечности. Все светосильные 50-мм объективы сконструированы согласно этой схеме.

Ещё одна популярная схема – тессар, обладает меньшим количеством линз и в некоторых ситуациях, например на близких расстояниях, работает несколько хуже, но зато обеспечивает отличное качество на дальних планах. Именно такие объективы рекомендуются для съёмки пейзажей и именно такую конструктивную особенность имеет большая часть «блинчиков».

Не забудем и про макрообъективы, которые похожи на нормальные объективы, если сравнивать фокусное расстояние и некоторые ограничения в съёмочном процессе. Дело в том, что макрооптика сконструирована на таких же схемах, правда реализованы эти решения иначе. Поскольку расстояния в макросъёмке, как правило, минимальны, для повышения качества картинки оптическая схема этих объективов перевёрнута, т.е. передняя линза (как в случае с нормальными объективами) направлена к светочувствительному материалк или матрице.

Такое решение позволяет получить высочайшее качество макро фотоснимков, но если вы наведётесь на дальние планы, последние потеряют свою привлекательность. Поэтому макрообъективы лучше использовать по предназначению, так как они не могут полноценно заменить аналогичные по фокусному расстоянию стандартные объективы.

А теперь перейдём к заблуждениям относительно 50-мм оптики, ведь мифами обрастает любая область человеческой деятельности.

Историческое долгожительство полтинников зачастую играет с ними дурную шутку. Уверенная поступь зум-объективов и постепенное вытеснение из практики «фиксов» абсолютно логично, даже если рассматривать всего одну причину – зумы удобнее.

Вооружив камеру полтинником, у фотографа не будет возможности расслабиться, так как ему придётся ещё и побегать во время съёмки, даже просто для кадрирования готовящегося снимка. А если перемещаться нет возможности?

Ещё один нюанс – в современную цифровую эру мы имеем возможность делать больше снимков. Если в случае с плёнкой, бегать и нащёлкивать 36 кадров катушки – куда ни шло, то в случае с цифровой зеркалкой те же самые манипуляции, но для 200-300 снимков и то если карта памяти небольшая.

Следующе заблуждение – высокое качество снимка. Установив старенький объектив на новую цифровую камеру, вы вряд ли будете удовлетворены полученными результатами. Прогресс не стоит на месте и по качеству снимков получаемых от современных, профессиональных зумов, последние лучше всего подходят именно для цифровой фотоаппаратуры. Согласитесь, хорошая картинка получается именно благодаря современным объективам, которые сконструированы с поправкой на цифровую фотокамеру, хотя справедливости ради, среди представителей старой «стекольной» гвардии попадаются замечательные образцы.

Но самый распространённый миф – это ожидание шедевральности, которые немедля появятся после того как вы победно зафиксируете кадр камерой, вооружённой легендарным объективом. Не забываем, что шедевры творят не фотоаппараты и их объективы, а фотограф.

Именно поэтому, каждый фотограф должен постоянно совершенствоваться, практиковаться, чтобы держать себя в фотографическом «тонусе».

По материалам: foto-mir.biz

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.2
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий