Как это сделано: девушка в красном
Во время проведения своих мастер-классов, вместе с типичными, традиционными схемами освещения, я стараюсь научить своих учеников и чему-то необычному, например рассказываю им о том, что даже имея на руках небольшой набор основных осветительных аксессуаров, можно качественно выполнить даже сложную задачу. Главное – подойти к задачей творчески и со смекалкой.
Для одной коммерческой фотосессии, кроме подготовки множества предметов и материалов, я приобрёл и рулон красной ткани. Правда, я им так и не воспользовался, тем не менее, через полгода он таки дождался своего звёздного часа, чтобы засиять малиновыми красками в этой работе:
Так как мною двигало желание реализовать красивую и эффектную композицию, я поставил модель на табурете в углу студии, стены которой были окрашены в светло-серый цвет.
Размотав рулон ткани, я обернул одним из его концов фигуру модели, закрепив ткань несколькими зажимами за спиной девушки. Другой конец материала я расстелил на полу так, чтобы объектив захватил всю ткань. В результате, передо мной предстала взирающая со своего пьедестала красивая модель, одетая в красное платье, ниспадающее с её тела волнами и как бы растекающееся по студийному полу.
Такое оригинальное пространственное решение нуждалось в хорошем световом дополнении и я решил использовать такую световую схему, чтобы наряду и с моделью, выразить и её платье, заставив его сверкать и искриться в лучах студийных осветителей.
Как вы знаете, один из краеугольных камней работы со студийным освещением – разделение потоков света: нужно стараться, чтобы каждый пучок света, даже если он самый второстепенный, освещал именно то что ему отведено и не более. Принцип «осветить как-нибудь» неприемлем, хотя многие фотографы грешат тем, что обнаружив прорехи в световой схеме, заполняют их простым «забрасыванием» дополнительным светом, не очень вникая в то, что, куда и с какой силой светит.
Так и в этой ситуации, чётко осознавая что наилучший эффект можно получить лишь путём разделения световых потоков, я решил освещать модель и её платье по отдельности.
Ещё не зная о том, что выйдет из моих мысленных набросков, я разместил софтбокс с сотами над головой девушки. Его пучок света был достаточно узок, поэтому он охватывал лишь голову и руки модели, ну и ещё небольшой фрагмент стены, совершенно не соприкасаясь с платьем.
Я даже отодвинул этот софтбокс подальше в угол, чтобы подстраховаться ещё больше. Закинутая вверх голова девушки – это не столько картинный образ, а сколько попытка сохранить на лице правильный академический рисунок: вы же помните, что чем выше источник света над моделью, тем чаще мы просим позирующую персону «задирать носик», чтобы уберечь лицо от глубоких, фактурных, очень контрастных теней на лице.
Если бы снимок был создан с использованием лишь одного осветителя, то он выглядел бы примерно так: тёмный угол с едва видимым контуром модели в платье и из всего этого отдельным светом выделены лишь руки и лицо модели.
Далее, дошла очередь и до платья. Чтобы усилить эффект струящихся волн красной ткани, я решил прорисовать платье светом, абсолютно не касаясь стены. Реализация этого приёма позволила бы усилить яркость одеяния и превратило бы его в сверкающий, светящийся в лучах эффектный вечерний наряд.
Для этого я использовал несколько осветителей с рефлекторами и сотами. Хорошо, что в соседствующих с моей студиях были свободные осветители. Таким образом, используя 4 источника и рефлекторы сот, чуток прикрытые шторками, у меня получился немного вытянутый спот света, который я наложил на платье модели в виде нескольких пятен, при этом я постоянно контролировал чтобы пятна плавно перетекали друг в друга и не касались стены.
Конечно, полностью избежать попадание света на стенку у меня не получилось, может это и хорошо, так как освещаемая за девушкой стена выглядела как продолжение верхнего спота над моделью, ещё больше выражая свечение платья и как-бы сбивая наблюдателя с толку, наводя его на размышления о том, как же была сфотографирована эта композиция.
Использованые параметры настроек:
Камера: Canon 5D, диафрагма: 14, выдержка 1/125с, ISO 100, фокусное расстояние: 32 мм.
По материалам: Олег Титяев