Сплит-фотография

Компоновка на одной фотографии части подводного вида и части надводного пейзажа в профессиональной среде называется как «split-приём», он же «50/50». Это один из самых оригинальных приёмов, имеющихся в арсенале подводного фотографа, правда умение создавать подобные картины материализуется лишь с обладанием специального оборудования, но успешность таких фотографий зависит ещё и от конкретных условий внешней среды.

Да, техническая база и навыки имеют важное значение, но все ваши попытки в сплит-фотографии будут напрасны, если прозрачность воды не будет соответствовать вашим творческим стремлениям.

Именно идеальная прозрачность воды и подходящее освещение позволят получить такие результаты, глядя на которых фотограф уже не пожалеет о том что долго стоял в воде на коленях.

Какая камера подходит для сплит-приёма?

На данный момент, ассортимент техники позволяющей фотографировать в этом жанре пока ограничен. Получить качественный сплит можно только имея зеркальную камеру, размещённую в подходящем боксе. Также используется широкоугольный объектив и сферический порт.

Качественно сфотографировать с помощью Nikonos’а вряд-ли удастся, так как объективы Nikonos предназначены для использования только в водной среде и хотя 15-мм объектив для Nikonos V или 13-мм вариант для Nikonos RS позволяют охватывать подводные виды под довольно широким углом, правильно фокусироваться на надводной части они не способны. Также следует отказаться и от дешёвых компактов, поскольку угол обзора их объективов не может похвастать хорошим охватом сцены сразу обеих стихий. Но, я подозреваю, что цифровой компакт в комплексе с широкоугольной насадкой и боксом позволят получить приемлемый «любительский» кадр.

Ещё одним важным условием получения качественного сплита, является наличие объектива «фишай», он же «рыбий глаз». Как правило, это 16-мм объективы для владельцев Nikon и 15-мм для Canon. Глубина резкости этих объективов отличная – с установленной диафрагмой f8 или меньше, они позволяют прекрасно фокусироваться как на надводных деталях, так и на подводном плане.

Обычно я навожу резкость по подводной части кадра, которая служит самой важной, смысловой и композиционной частью картины и допускаю незначительный расфокус надводного мира, особенно если речь идёт о небе и облаках. Вместе с этим, фишай позволяет компоновать кадр как вертикально, так и горизонтально, поскольку это возможно благодаря его 180-градусному охвату. Кромка воды может пролегать где вы пожелаете, но я сам обычно отдаю во власть подводной стихии две трети поля кадра. Ещё одним несомненным позитивом применения фишая можно считать то, что он не так чувствителен к небольшим волнениям водной поверхности.

Большую роль играет и сферический порт, которому также не помеха водная рябь, поскольку волны размазываются по выпуклой поверхности порта, и чем большим диаметром сферы будет обладать порт, тем будет лучше. Отсюда и вывод, — 9-дюймовый порт предпочтительнее 6-дюймового.

Ещё один нюанс, актуальный на практике. Если есть возможность выбрать сферический порт, выбирайте тот, чья сфера изготовлена из минерального стекла, поскольку вода с такой сферы скатывается быстрее чем из плексиглазового аналога, а количество водных капель на поверхности минимально.

Всегда помните, что фишай наделяет края кадра «бочкоподобными» искажениями, поэтому если какой-либо объект будет расположен слишком близко от камеры, это чревато соответствующими искривлениями. Правда, такие искажения больше всего проявляются на горизонтальных и вертикальных линиях, что в условиях подводной фотографии не так страшно.

Сделать сплит-фотографию ещё более эффективной поможет наличие какого-нибудь интересного предмета под водой на переднем плане. На данном кадре запечатлены морские звёзды и стайка морских рыбёшек, которые я сфотографировал неподалёку от одного из поселений курорта Капалай, что в Малайзии. Подводное содержимое отлично контрастирует с голубыми небесами и пушистыми облаками, обычными для данной широты летнего экватора.

Фотография снята с помощью фишай-объектива и 9-дюймового сферического порта

Немного о навыках и физике

Компания Seacам встраивает в свои боксы интересные видоискатели. Так, видоискатель S45 позволяет фотографу удерживать камеру на уровне груди, а не как обычно на уровне глаз, т.е. при компоновке сплит-кадра вам совсем не обязательно погружаться в воду с головой, чего не избежать при использовании обычных видоискателей

Учитывая особенность воды преломлять, поглощать и фильтровать некоторые лучи спектра, рекомендуется проводить сплит-фотосъёмку в полуденные часы, когда солнце находится в зените. Тем не менее, даже в самых идеальных условиях освещения, фотографа всё равно будет подстерегать разница освещения надводной и подводной частей кадра. В большинстве случаев вам будет трудно установить оптимальную экспозицию, так как разница освещённости верхней и нижней половины кадры будет значительной, что в свою очередь чревато недо- и переэкспонированием той или иной части картинки. В век плёнки проблема решалась с помощью градуального фильтра, компенсировавшего разницу освещённости, правда у этого метода есть недостаток – фильтр невозможно повернуть под водой, если понадобится сменить компоновку кадра, что традиционно сопровождается съезжанием границы двух стихий. Поэтому её старались размещать точно по середине сцены.

В цифровой век решение данной проблемы стало возможным благодаря формату RAW. Остаётся лишь подобрать экспозицию таким образом, чтобы водная стихия немного переэкспонировалась, а воздушная среда – недоэкспонировалась… А окончательно сбалансировать динамический диапазон можно будет задним числом, сидя в кабинете и прихлёбывая кофе.

Если всё же разница освещённости воды и воздуха слишком велика, ничто не запрещает вам воспользоваться вспышкой, которая позволит приблизит длину выдержки для подводной стихии к уровню света надводной половины кадра.

Сферические порты для широкоугольников

Есть ещё и такая тонкость в фотографировании сплита. Так как при использовании широкоугольного объектива, его нужно сначала разместить в бокс с сферическим портом, который косвенно как бы сам служит «объективом» под водой, округлая поверхность порта зачастую выдаёт так называемое «виртуальное изображение». Оно формируется на некотором расстоянии, примерно в два купола от поверхности плёнки. Например, 6-дюймовый порт выдаёт виртуальное изображение на расстоянии порядка 30 см, а 9-дюймовый – около 46 см.

Выбирая подходящий широкоугольник, нужно помнить об этой особенности, поэтому если объектив не может сфокусироваться на достаточно близком расстоянии, на котором обычно проявляется виртуальное изображение, то он вряд ли сможет вообще правильно сфокусироваться под водой. Именно в этом кроется причина использования широкоугольных зумов с специальными насадками для крупных планов.

При фокусировке в процессе формирования сплит-кадра, объектив наводит резкость на виртуальном изображении, например на расстоянии 12 дюймов при использовании 6-дюймового выпуклого порта), поэтому нужные вам объекты находящиеся чуть дальше окажутся вне зоны фокуса. Такой конфликт можно решить лишь с использованием специальных увеличивающих насадок. Насадка представляет из себя накручиваемый на объектив фильтр, одна часть которого абсолютно прозрачна, тогда как другая его часть является увеличивающей линзой. Если вам придётся иметь дело с таким устройством, сначала нужно будет настроить фокус объектива под водой на бесконечность, а увеличивающая часть этой насадки позволит виртуальной картинке остаться в зоне фокусировки. Разделяющую диоптрийную линзу и прозрачное стекло линию нужно замаскировать границей воды, что несколько ограничит композицию равносторонней, 50 на 50, компоновкой.

Именно эти нюансы и служат лишним доказательством того, что для сплит-фотографии лучше использовать объективы «рыбий глаз», которые даже с максимально закрытой диафрагмой выдают глубину резкости, широко охватывающую передний и задний планы подводной сцены.

Эту фотографию я получил лишь после упорного и долгого экспериментирования. Сидя на мелководье, я пытался одновременно зафиксировать как бегущие по песку разводы света, так и великолепие неба. Пару раз набегающие волны окатывали сферу порта, поэтому мне приходилось периодически протирать её сухой салфеткой. Трудности добавляла и качка, которая шевелила как меня, так и моё фотографическое сооружение, поэтому многие кадры получались размытыми.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru

Комментарии

  • Василий @lis07 • 7 августа, 19:57, 2012

    Большое спасибо за разъяснения , некоторые моменты я не понял, но общая технология понятна - в отпуск буду экспериментировать, может что и получится. Осталось только найти фишай и порт под него.

  • Илья Ашаргин @ilyhaGT240 • 21 января, 13:03, 2013

    а по цене порт дорого выйдет вместе с боксом?

Ваш комментарий