Почему буква М - моя любимая
Речь идёт о так называемом мануальном (manual), то бишь ручном режиме настроек фотокамеры. Я считаю, что буква «М» по праву считается главной буквой «фотографического» алфавита.
Использование в своём творчестве ручных настроек является своеобразным признаком того, что вы посвящены в мир профессионального мастерства, обладаете своеобразным «пропуском» в страну, где царит большая, качественная sophisticated фотография.
Профессиональные специалисты, желающие контролировать на съёмочной площадке каждое действие своей камеры и не желающие делиться своими полномочиями по принятию важных решений с иногда непредсказуемыми автоматическими настройками, практически всегда работают в режиме М.
Почему практически? Просто иногда приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда целесообразнее использовать предустановленные режимы. Обычно, такая потребность возникает когда нужно получить максимальную «скорострельность», или когда условия освещения меняются столь быстро и непредсказуемо, что преимущества наших мысленных расчётов экспозиции сводятся на нет.
Это понятно, но меня удивляет факт того, что многие фотографы пользуются отличными от ручного режимами даже в совершенно тепличных съёмочных условиях, когда есть возможность неторопливо выжимать наилучшее качество из исходного материала, т. е. фотографы ленятся лишний раз просчитать значение диафрагмы и просто уповают на удачу.
Сам я отношусь к категории тех фотографов, которые используют режим М, даже если съёмка ведётся при естественном освещении на улице. Почему я выбрал для себя именно ручные настройки?
Я не могу устанавливать свою камеру в режим приоритета диафрагмы (А) или приоритета выдержки (S), задействовав экспозамер по всему полю (Evaluative metering), так как кадр могут испортить слишком яркие или тёмные детали, которые займут большую часть кадра, что в свою очередь повлияет на правильность расчёта экспозиции. При этом получится пересвеченый или недосвеченый кадр. И хотя автоматика в большинстве случаев выравнивает кадр, делая его правильным, для меня зачастую бывает важнее экспозиция настроенная по определённой части сцены, например по лицу модели или объекту переднего плана, поэтому такая экспозиция может на целые ступени отличаться от того расчёта, что выдавала на этот счёт автоматика камеры.
Также я игнорирую средневзвешенную (Center-weighted metering) и точечную экспозицию (Spot metering), поскольку основная точка находится посередине кадра, поэтому она всегда будет «видеть» не то, что нужно – живот модели, задний фон, какие-нибудь блики, что и пересчитает с самым непредсказуемым результатом.
Я фотограф, специализирующийся на работе с красивыми моделями и модной одеждой, поэтому для меня важна идеальная экспозиция выстроенная по лицу модели, хотя признаю, бывают и исключения. Тем не менее я практически всегда провожу экспозамер, ключевым ориентиром которому служит лицо девушки.
Конечно, мне ничто не мешает активировать кнопку AE-lock, нажимая на неё сразу после наведения центральной точки кадра (если включен точечный экспозамер) на часть сцены с правильной экспозицией, затем снова нажимать на эту кнопку, сверять полученное изображение на превью камеры, изменять экспокоррекцию и так далее, при этом теряя драгоценное время.
(Кстати, я всегда с интересом наблюдаю за работой фотографов, которые после каждого кадра тут же проверяют полученный результат на качество, и если он им не нравится — удаляют его, тем самым теряя мгновения времени, которые потом никак не вернёшь вспять. Им что, места на карте памяти мало, или же это навыки ещё тех времён, когда флешки были объёмом 16 Мб?!)
Поэтому я и использую режим М: навожу центральную часть кадра на лицо модели или на что-то ещё, сравниваю значение экспозамера, задаю нужные параметры выдержки и диафрагмы, сверяю с конечной картинкой и принимаю решение относительно размеров погрешности, которую нужно вносить для каждого последующего кадра во время всей фотосессии, порой длящейся не один час. Если условия освещения будут меняться, я снова перевожу центральную часть кадра куда требуется, вношу поправки для диафрагмы и выдержки, после чего делаю ещё несколько снимков. Благодаря этому, у меня получается значительно ускорить съёмочный процесс, при этом не отрывая взгляда от видоискателя я контролируя все процессы, происходящие в камере, без напрасных потерь рабочего времени. Что и вам рекомендую. Поставьте для себя букву М во главе угла.
По материалам: Олег Титяев