Андреас Фейнингер / Andreas Feininger

«Технически совершенная фотография может быть самой скучной картинкой в мире» — эту фразу мог бы сказать любой хороший фотограф, но как ни странно, ее произнес человек, уделявший особенно много внимания именно технической стороне фотографирования.

Один из лучших фотографов 20-го века и, пожалуй, самый плодовитый теоретик фотоискусства того же времени, Андреас Фейнингер родился 27 декабря 1906-го года в Париже в американской семье немецкого происхождения. Его отец — художник-экспрессионист Лионель Фейнингер — преподавал в Баухаусе, высшей школе строительства и художественного конструирования в Веймаре. И Андреас тоже поначалу выбирает своей профессией архитектуру. Он с отличием заканчивает Баухаус, а затем продолжает изучать мебельное дело и архитектуру в государственных школах Веймара и Цербста. В это время фотокамера для него не более чем помощник в создании дизайнов зданий, своеобразный «механический альбом для набросков».

Затем после года работы во Франции на легендарного архитектора Ле Корбюзье, Фейнингер уезжает в Стокгольм, и переключает все свое внимание на фотографию. Возможно, в этот момент мир лишился талантливого архитектора, но зато приобрел взамен великого фотографа. Знание и понимание архитектуры органично вплетается в мастерство фотографа, становится с одной стороны базой и основой особой «техничности» Фейнингера, с другой стороны – основной темой его снимков. «Никто не сможет сделать вдохновенную работу без подлинной заинтересованности в теме и понимания ее особенностей». Это высказывание фотограф будет подтверждать снова и снова своими восхитительными, почти что влюбленными картинами города, сочетая любовь архитектора к точности, пространству и техничности с любовью художника к широким перспективам. Математически точный подход к каждому снимку, запоминающиеся кадры, композиция которых строится на концепции трехмерного пространства – все это говорит об «архитектурном» прошлом фотографа. Во время работы в Стокгольме Фейнингер проводит ряд экспериментов с ретикуляцией, соляризацией и рельефностью и выпускает книгу «New Paths in Photography» («Новые пути в фотографии»), в которой он делится результатами своих экспериментов, совершенствует баланс между объектом, находящимся в фокусе и перспективой (именно это сделает впоследствии его фотографии знаменитыми). Также он конструирует свою первую камеру с фокусным расстоянием 70 см и размером кадра 6 1/2 x 9 см.

Несмотря на то, что Фейнингер с рождения является гражданином США, в Штаты он попадает только в 33-хлетнем возрасте. В 1939-ом году, перед Второй Мировой Войной, когда шведское правительство запретило проживающим в стране иностранцам водить автомобили и пользоваться фотоаппаратами, он эмигрирует в США, где сначала работает профессиональным фоторепортером в агентстве Black Star Picture, а в 1943-ем году присоединяется к штату журнала Life. За двадцатилетний период сотрудничества с журналом (с 1943-го по 1962-ой год) Фейнингер создает сотни снимков, приобретших мировую известность. Вздымающиеся ввысь ряды небоскребов, растекающиеся полосы шоссе, геометрически безупречные углы и диагонали… Эти снимки искусны как в своем техническом совершенстве, так и в грандиозности панорам. Натренированным глазом Фейнингер видит красоту и сложность двух миров: природного, естественного мира и мира искусственного, созданного руками человека. И фотограф усиливает и углубляет красоту обоих. От широких пролетов мостов, источающих прогресс и мощь, до симметричной безукоризненности скелета змеи — фотографии Андреаса Фейнингера открывают новую эстетику порядка и геометрического совершенства. Даже такой обычный и утилитарный на вид предмет как отоларингологическое налобное зеркало (зеркальце у врача, которое крепится на ремешок и одевается на голову) сквозь объектив Фейнингера предстает перед нами завораживающим и полным символизма. Но сильнее всего фотографа привлекают все-таки городские пейзажи. Как никто он умеет передать графику и урбанистическую силу мегаполиса с его бегущими и летящими потоками железа, бетона, стекла и камня. Полуфантастическая архитектура готических пропорций превращает городской пейзаж в черно-белую сказку. Со временем эта любовь фотографа так выросла, что включила в себя все составляющие города: здания, людей, автомобили, перекрестки, пробки, свойственное мегаполисам суматошное очарование и даже их уродливость. «Я вижу город как живой организм — иногда жесткий и даже жестокий, всегда активный и динамичный». И на снимках прекрасно заметно это сосредоточенное, методичное и отстраненное восхищение фотографа.

В своих работах Фейнингер часто прибегает к экспериментальной технике, и его авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма. В 1949-ом году, снимая на длинной выдержке, он экспериментирует со светописью и первым фотографирует светящийся след от движения электрических лампочек на аттракционах в парке развлечений. Еще один его известный снимок, ставший классикой, и выполненный в той же технике, — полет игрушечного вертолета с прикрепленным к лопастям фонариком.

При поддержке фото-редактора журнала Life, Уилсона Хикса, Фейнингер также пишет и издает свою очередную книгу по технике фотоискусства – «Feininger on Photography» («Фейнингер в фотографии»).

Работая в Life, Андреас Фейнингер прославился прежде всего своими фотографиями Нью-Йорка. Наука и природа, показанные в костях, ракушках, растениях и минералах, были другой частой темой его снимков, но он очень редко фотографировал людей или делал портретные фото. И, тем не менее, его самая знаменитая фотография – это абсолютно нехарактерный для него кадр, сделанный в 1951-ом году, который стал известен под называнием «Фотожурналист». На снимке изображен фотограф Деннис Сток, который выглядит не совсем как человек, а скорее как полумеханическое существо с «Лейкой III» у лица, один глаз скрыт дополнительным видоискателем, другой – объективом.

Уйдя в 1962-ом году из журнала, Фейнингер становится свободным художником и много путешествует по Америке и Европе, привозя из своих странствий как всегда восхитительные серии фотографий. Он снимает городские улицы и небоскребы, мосты и железные дороги. И с тем же энтузиазмом он изучает природу, делая детальные снимки насекомых, цветов, раковин, деревьев и камней. Не просто фотограф, но аналитик, он внимательно наблюдает естественные и искусственные процессы на каждом возможном уровне их величины и сложности — от телескопического до микроскопического. «Камера совершенней человеческого глаза», — утверждает Фейнингер и использует это свойство фотокамеры, чтобы усовершенствовать наше нормальное, невооруженное зрение, помогая нам увидеть окружающий нас мир в неожиданных формах и непривычной красоте. «С короткофокусным объективом, — говорит фотограф, — можно обнаружить скрытые предметы, находящиеся рядом, под рукой; с длиннофокусным — скрытые предметы, находящиеся далеко. Длиннофокусные объективы дают новое визуальное ощущение людям — они расширяют их горизонты. И наоборот, предметы, лежащие под самым нашим носом, выглядят удивительно по-новому, если снять их в действительно крупном масштабе». Фейнингер использует свои поистине энциклопедические знания фотографической техники, чтобы раздвинуть границы фотоискусства. «Фотограф контролирует свое изображение точно так же, как и художник. Он может контролировать свет и тень, форму и пространство, модель и текстуру, движение и настроение, словом, все за исключением композиции».

Ученый, художник и профессионал высочайшего класса, Андреас Фейнингер был также и весьма плодовитым писателем. Он опубликовал учебники и иллюстрированные книги по фотографии, многие из которых переведены на несколько языков. Всего вышло около пятидесяти его книг по различным тематикам: от техники черно-белой и цветной фотографии до компиляции крупных планов и полученных с помощью микроскопа изображений природы (ракушек, листьев, деревьев); от съемки обнаженной женской натуры до фотографий городов, которые он знал лучше всего: Гамбурга, Стокгольма, Чикаго и Нью-Йорка.

Среди его книг по теории фотографии особенно интересны: «Feininger on Photography» («Фейнингер в фотографии», 1949-ый год); «Advanced Photography» («Совершенствование в фотоискусстве», 1952-ой год); «The Complete Photographe» («Полный курс фотографии», 1965-ый год) – самая известная работа; «The Color Photo Book» («Книга о цветной фотографии», 1969-ый год).

Снимки Фейнингера собраны в изданных альбомах: «The Anatomy of Nature» («Анатомия природы», 1956-ой год); «The World Through My Eyes: 30 Years of Photography» («Мир моими глазами: 30 лет в фотографии», 1963-ий год); «New York» («Нью-Йорк», 1964-ый год); «Forms of Nature and Life» («Формы природы и жизни», 1966-ой год); «Trees» («Деревья», 1968-ой год), «Shells» («Раковины», 1972-ой год); «The Mountains of the Mind» («Вершины разума»).

Во введении к одной из книг Фейнингера Ральф Хэттерсли описал этого фотографа как одного из величайших архитекторов, который пришел в фотографию и помог создать ее такой, какой мы знаем ее теперь.

В 1966-ом году Фейнингер получает премию Роберта Ливетта от Американского фотографического общества, в 1991-ом — премию Международного центра фотоискусства (Нью-Йорк) за жизненное достижение, в 1998-ом — премию Германской фотографической ассоциации.

Фотографии Фейнингера входят во многие коллекции самых известных музеев: Смитсоновский институт, Вашингтон; Балтиморский художественный музей; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей искусства и ремесел, Гамбург; Музей города Нью-Йорка; Нью-Йоркское историческое общество; Международный центр фотографии, Нью-Йорк.

Андреас Фейнингер умер в 93-хлетнем возрасте 18 февраля 1999 года. Не дожив всего год до следующего века, Фейнингер навсегда остался одним из самых интересных фотографов 20-го века. Его выверенные удивительные фотографии учат и вдохновляют одновременно.

Филипп Гросс и С.И. Шапиро в своей книге «Tao of Photography» («Даосизм и фотография») выводят 9 факторов, мешающих стать хорошим фотографом. В первом пункте приводится высказывание Фейнингера о боязни фотографа быть самостоятельным, о необходимости принадлежать к какой-либо группе, заслужить одобрение окружающих, страхе быть непопулярным: «Такой фотограф производит на свет бессмысленные фотографии, боится риска и часто имитирует своих собратьев. Он променял свою индивидуальность на одобрительные крики толпы; он не понимает тех, кто не боится экспериментировать». Эти слова очень хорошо характеризуют отношение Фейнингера к фотографированию, его безостановочный поиск новых путей и возможностей. И если составлять список самых жизнеутверждающих цитат знаменитых фотографов, среди них обязательно будет фраза Андреаса Фейнингера: «С камерой в руках я не знаю страха.»

Источник: http://buy-books.ru/photographers/andreas_feininger/

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru

Комментарии

Ваш комментарий