Ломография
1. История
Однажды в 1982 году заместителю Министерства оборонной промышленности на фотовыставке в Кельне подарили японский фотоаппарат Cosina CX-1, и вскоре было решено, что в Советском Союзе нужна такая же своя камера — маленькая, удобная в использовании, на которой получаются хорошие снимки. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО запустило в массовое производство камеру ЛК-А,Но история ломографии как движения, начинается десятью годами позже, когда два австрийских студента Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер, приехав в Прагу на каникулы, смеха ради покупают себе в комиссионном магазине маленькие советские фотоаппараты по 8 долларов за штуку. Бездумно отщелкав по паре пленок, они приезжают в Вену, проявляют их и… удивляются ярким цветам, затемнению по краям и легкому искажению изображений.
В Венской школе искусств после открытой Фиглем и Странцингером первой в истории ломографии выставки (1992) движение быстро набирает популярность, и предприимчивые друзья начинают тайно импортировать советские ЛК-А из всех стран Восточного Блока и продавать их по 100 долларов за камеру. Позже они регистрируют культурный союз — Ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft) и становятся его президентами.
В 1994 году в Москве и Нью-Йорке одновременно открываются первые международные выставки — огромные «ломостены», составленные из тысяч фотографий, имеют огромный успех у публики. Любители во всем мире задаются вопросом, где же можно достать чудо-фотоаппарат, а так как производство ЛК-А было давно прекращено, на ЛОМО отправляется письмо с просьбой возобновить выпуск. При поддержке В. В. Путина, который на тот момент занимал пост первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга, Ломографическое общество заключает с ЛОМО контракт на поставку ЛК-А и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру.
Популярность ломографии объясняется еще и тем, что этот вид искусства доступен абсолютно каждому, вне зависимости от способностей. Здесь не нужны строго выстроенные композиции в кадре, замеры экспозиции, знание сложной теории — только наличие фотоаппарата с пленкой и желание запечатлеть моменты из жизни в любое время дня и ночи. Результат на пленке непредсказуем, как сама жизнь, поэтому каждый кадр самоценен.
“Ленинградское оптико-механическое объединение” (ЛОМО) — старейшая российскя компания, занимающаяся производством оптико-механических и оптико-электронных приборов, запустила в 1983 году первый легкий и компактный ломо-фотоаппарат, взяв за основу японский фотоаппарат «Cosina CX-2». Чтобы советский фотоаппарат не уступал прототипу, устройство оснастили широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, что позволяло фотографировать в любых условиях освещения. Автоматическая экспозиция этой камеры «врет», что придает фотографиям, сделанным с помощью ЛК-А, особенное очарование — они имеют большую глубину резкости, яркие насыщенные краски и характерные затемненные края снимков.
В 1991 году два австрийских студента Венской академии искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер в Праге за 12 долларов купили на складе фототоваров “ЛОМО-компакт”. Друзья снимали все подряд, не глядя в объектив. Отпечатав фотографии и выложив из них панно, они были поражены результатом: из-за значительных цветовых и геометрических искажений объектива получался специфический взгляд на мир, а отсутствие обдуманного построения кадра документировало «жизнь как она есть» — этот принцип студенты назвали «ломографией». Позже они решили организовать выставку ломографий и зарегистрировали себя как официальную организацию, обратившись за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1991 году открылось Международное Ломографическое общество, сегодня представленное в 70 странах мира (в том числе и России).
Австрийцы придумали новую расшифровку слову «LoMo» — «love and motion» — любовь и движение. Это выражение стало девизом Ломографического общества. Быть ломографом значит быть экспериментатором, быть постоянно внимательным к окружающей тебя действительности, быть любопытным и отважным.
В 2004 году производство ЛК-А на заводе ЛОМО в Санкт-Петербурге было приостановлено по экономическим причинам. Практически вся ломотехника на сегодняшний день изготавливается в Китае.
2. Ломо-камеры
Не каждый аппарат завода ЛОМО подходит для ломо-съемки: характерный ломо-кадр дает, в основном, только «ЛОМО Компакт-Автомат» за счет своего широкоугольного объектива и автоматического экспонометра, который не всегда срабатывает корректно. Однако, существует несколько моделей фотоаппаратов, которые распространяются Ломографическим сообществом и предназначены исключительно для ломографии.«ЛОМО Компакт-Автомат» («ЛК-А», «LC-A») — первая советская компактная камера, не нуждающаяся в футляре. Фотоаппарат оснащён автоматическим электронным затвором-диафрагмой, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом с закрывающимся металлическими шторками светосильным объективом и видоискателем, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.
«ActionSampler» — четырехобъективная фотокамера. Объективы работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырёх мини-кадров по схеме 2x2 на одном стандартном кадре плёнки, что позволяет запечатлеть действие в движении. Выпускается в двух вариантах: с прозрачным корпусом («Actionsampler Transparent») и блестящим хромированным («Actionsampler Chrome»).
«ActionSampler Flash» — четырёхобъективная фотокамера с четырёхсегментной вспышкой.
Colorsplash — в фотоаппарат интегрирована вспышка со сменными разноцветными фильтрами (до 12 цветов) для подсвечивания объекта съёмки и возможность установки длительной выдержки. Выпускается с более продвинутыми вариантами корпусов: прорезиненным («Colorsplash Chakra»), блестящим («Colorsplash Chrome») и чехлом из меха (Colorsplash Ice Bear)«Diana F+» — среднеформатная камера, предшественница фотоаппарата «Holga». F+ = красивая вспышка. Диафрагмы: 8, 11, 16. Выдержки: 1/60 и В. Объективы: 75 мм (штатный), 55 мм (широкоугольный), 110 мм (телеобъектив) и 20 мм (рыбий глаз). Дополнительные аксессуары: задник на 35 мм плёнку (возможны кадры с перфорацией), Instant back.
«Fisheye Camera» — небольшая камера, оснащённая широкоугольным объективом типа рыбий глаз с уголом охвата изображения в 170 градусов. Выпускается в нескольких цветовых вариантах, включая монохромные.
«Fisheye 2» — усовершенствованная «фишай» камера в алюминиевом корпусе с дополнительным видоискателем. Выпускается в нескольких цветовых вариантах: белом (Fisheye 2 White Edition), чёрном, хромированном и розовом.
«Frogeye Underwater» — камера для съёмки под водой. Имеет водонепроницаемый корпус и оснащена вспышкой.
«Holga» — среднеформатная ломо-камера.
«Horizon Kompakt» — удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120 градусов.
«Horizon Perfekt» — панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.
«Lomolitos Single Use» — одноразовая камера, заряженная плёнкой на 24 кадра. «Ломолитос» выпускаются в четырёх цветовых вариантах — красный, синий, зелёный, жёлтый.
«Любитель» — тип двухобъективная среднеформатная камера. Модификации: «Любитель», «Любитель-2», «Любитель 166», «Любитель 166В», «Любитель 166 Универсал».
«Смена 8М» — шкальный советский фотоаппарат, может производить многократную экспозицию за счёт раздельного взвода затвора и перемотки плёнки. Полностью ручной, без автоматики.
«Oktomat» — камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.
«Pop 9» — фотокамера с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно. Цвета корпуса бывают золотой и чёрный («Pop 9 Black Edition»).
«Supersampler» — четырёхобъективная камера, только с панорамными объективами расположенными в одну линию. Объективы срабатывают по очереди, благодаря чему на фотографии получается ряд из фото-полос. Выпускаются с различными вариантами раскраски корпуса.
3. Десять правил ломографа
Фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» (1989 год)
1. Всегда иметь при себе камеру
2. Снимать в любое время дня и ночи
3. Ломография — часть твоей жизни
4. Снимай от бедра
5. Подходи к объекту съемки как можно ближе
6. Не думай
7. Будь быстр
8. Ты не знаешь заранее, что получится
9. Да и после съемки не знаешь тоже
10. Не думай о правилах
Сейчас это называется Instagram.
Вы что-то путаете. Черное никогда не станет белым)
Ломогра́фия — жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.
Для этой цели изначально использовался выпущенный в 1983 году автоматический компактный фотоаппарат Ленинградского оптико-механического объединения «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»), откуда и произошло название. Поддерживается и развивается Международным ломографическим обществомсо штаб-квартирой в Вене.
Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии, как то: резкость, правдоподобная цветопередача, равномерная плотность кадра. Это следствие как доступности и простоты устройства большинства ломографических аппаратов, так и зачастую малой фотографической грамотности части ломографов. Из-за этого некоторыми фотографами и фотолюбителями понятие ломографии истолковывается неверно как некие размытые низкокачественные любительские фотографии. На выставках ломографические снимки мозаично группируются в ломо-стены, при этом художественную ценность имеет не только каждый отдельный кадр, но и их совокупность, на которых может быть изображено всё, что угодно.
Надо было мне все-таки смайлик поставить :) Но за исключением названия, 30-летней истории и пафоса (тут я не уверен), инстаграм полностью попадает под описание.
Интересная статья , спасибо !
А первая «Смена 8М» в рабочем состоянии…аж вспомнить молодость захотелось…
Жаль,что ЛОМО из такого мощного предприятия превратилось в еврейскую шаражку с ржавыми станками и заросшими паутиной стенами. Ничего путевого больше эта фирма никогда не произведет.