Ломография

Пока отечественный фотолюбитель рассуждает о преимуществах дорогой японской и немецкой фототехники Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Токио – охвачены ломографической лихорадкой.

Это и философия и новый вид фотоискусства и особый стиль жизни. Сотни сенсационных статей в зарубежных газетах и журналах, десятки документальных фильмов и телевизионных сюжетов о ломографии превратили советский шкальный фотоаппарат «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» в предмет культа и массового поклонения.

1. История 

Однажды в 1982 году заместителю Министерства оборонной промышленности на фотовыставке в Кельне подарили японский фотоаппарат Cosina CX-1, и вскоре было решено, что в Советском Союзе нужна такая же своя камера — маленькая, удобная в использовании, на которой получаются хорошие снимки. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО запустило в массовое производство камеру ЛК-А,
LOMO Compact Automate (LCA)
созданную по подобию «Косины». Но специалистам, работающим на этом заводе, пришлось значительно упростить конструкцию, так как скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия соответствующей технологии не удалось. Впрочем, малыша ЛК-А оснастили светосильной широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло делать снимки практически в любых условиях освещенности.

Но история ломографии как движения, начинается десятью годами позже, когда два австрийских студента Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер, приехав в Прагу на каникулы, смеха ради покупают себе в комиссионном магазине маленькие советские фотоаппараты по 8 долларов за штуку. Бездумно отщелкав по паре пленок, они приезжают в Вену, проявляют их и… удивляются ярким цветам, затемнению по краям и легкому искажению изображений.
  
Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, основатели движения

В Венской школе искусств после открытой Фиглем и Странцингером первой в истории ломографии выставки (1992) движение быстро набирает популярность, и предприимчивые друзья начинают тайно импортировать советские ЛК-А из всех стран Восточного Блока и продавать их по 100 долларов за камеру. Позже они регистрируют культурный союз — Ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft) и становятся его президентами.

В 1994 году в Москве и Нью-Йорке одновременно открываются первые международные выставки — огромные «ломостены», составленные из тысяч фотографий, имеют огромный успех у публики. Любители во всем мире задаются вопросом, где же можно достать чудо-фотоаппарат, а так как производство ЛК-А было давно прекращено, на ЛОМО отправляется письмо с просьбой возобновить выпуск. При поддержке В. В. Путина, который на тот момент занимал пост первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга, Ломографическое общество заключает с ЛОМО контракт на поставку ЛК-А и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру.

Популярность ломографии объясняется еще и тем, что этот вид искусства доступен абсолютно каждому, вне зависимости от способностей. Здесь не нужны строго выстроенные композиции в кадре, замеры экспозиции, знание сложной теории — только наличие фотоаппарата с пленкой и желание запечатлеть моменты из жизни в любое время дня и ночи. Результат на пленке непредсказуем, как сама жизнь, поэтому каждый кадр самоценен.

“Ленинградское оптико-механическое объединение” (ЛОМО) — старейшая российскя компания, занимающаяся производством оптико-механических и оптико-электронных приборов, запустила в 1983 году первый легкий и компактный ломо-фотоаппарат, взяв за основу японский фотоаппарат «Cosina CX-2». Чтобы советский фотоаппарат не уступал прототипу, устройство оснастили широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, что позволяло фотографировать в любых условиях освещения. Автоматическая экспозиция этой камеры «врет», что придает фотографиям, сделанным с помощью ЛК-А, особенное очарование — они имеют большую глубину резкости, яркие насыщенные краски и характерные затемненные края снимков.

В 1991 году два австрийских студента Венской академии искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер в Праге за 12 долларов купили на складе фототоваров “ЛОМО-компакт”. Друзья снимали все подряд, не глядя в объектив. Отпечатав фотографии и выложив из них панно, они были поражены результатом: из-за значительных цветовых и геометрических искажений объектива получался специфический взгляд на мир, а отсутствие обдуманного построения кадра документировало «жизнь как она есть» — этот принцип студенты назвали «ломографией». Позже они решили организовать выставку ломографий и зарегистрировали себя как официальную организацию, обратившись за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1991 году открылось Международное Ломографическое общество, сегодня представленное в 70 странах мира (в том числе и России).

Австрийцы придумали новую расшифровку слову «LoMo» — «love and motion» — любовь и движение. Это выражение стало девизом Ломографического общества. Быть ломографом значит быть экспериментатором, быть постоянно внимательным к окружающей тебя действительности, быть любопытным и отважным.

В 2004 году производство ЛК-А на заводе ЛОМО в Санкт-Петербурге было приостановлено по экономическим причинам. Практически вся ломотехника на сегодняшний день изготавливается в Китае.

2. Ломо-камеры 

Не каждый аппарат завода ЛОМО подходит для ломо-съемки: характерный ломо-кадр дает, в основном, только «ЛОМО Компакт-Автомат» за счет своего широкоугольного объектива и автоматического экспонометра, который не всегда срабатывает корректно. Однако, существует несколько моделей фотоаппаратов, которые распространяются Ломографическим сообществом и предназначены исключительно для ломографии.

«ЛОМО Компакт-Автомат» («ЛК-А», «LC-A») — первая советская компактная камера, не нуждающаяся в футляре. Фотоаппарат оснащён автоматическим электронным затвором-диафрагмой, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом с закрывающимся металлическими шторками светосильным объективом и видоискателем, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

«ActionSampler» — четырехобъективная фотокамера. Объективы работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырёх мини-кадров по схеме 2x2 на одном стандартном кадре плёнки, что позволяет запечатлеть действие в движении. Выпускается в двух вариантах: с прозрачным корпусом («Actionsampler Transparent») и блестящим хромированным («Actionsampler Chrome»).

«ActionSampler Flash» — четырёхобъективная фотокамера с четырёхсегментной вспышкой.

Colorsplash — в фотоаппарат интегрирована вспышка со сменными разноцветными фильтрами (до 12 цветов) для подсвечивания объекта съёмки и возможность установки длительной выдержки. Выпускается с более продвинутыми вариантами корпусов: прорезиненным («Colorsplash Chakra»), блестящим («Colorsplash Chrome») и чехлом из меха (Colorsplash Ice Bear)

«Diana F+» — среднеформатная камера, предшественница фотоаппарата «Holga». F+ = красивая вспышка. Диафрагмы: 8, 11, 16. Выдержки: 1/60 и В. Объективы: 75 мм (штатный), 55 мм (широкоугольный), 110 мм (телеобъектив) и 20 мм (рыбий глаз). Дополнительные аксессуары: задник на 35 мм плёнку (возможны кадры с перфорацией), Instant back.

«Fisheye Camera» — небольшая камера, оснащённая широкоугольным объективом типа рыбий глаз с уголом охвата изображения в 170 градусов. Выпускается в нескольких цветовых вариантах, включая монохромные.

«Fisheye 2» — усовершенствованная «фишай» камера в алюминиевом корпусе с дополнительным видоискателем. Выпускается в нескольких цветовых вариантах: белом (Fisheye 2 White Edition), чёрном, хромированном и розовом.

«Frogeye Underwater» — камера для съёмки под водой. Имеет водонепроницаемый корпус и оснащена вспышкой.

«Holga» — среднеформатная ломо-камера.

«Horizon Kompakt» — удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120 градусов.

«Horizon Perfekt» — панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.

«Lomolitos Single Use» — одноразовая камера, заряженная плёнкой на 24 кадра. «Ломолитос» выпускаются в четырёх цветовых вариантах — красный, синий, зелёный, жёлтый.

«Любитель» — тип двухобъективная среднеформатная камера. Модификации: «Любитель», «Любитель-2», «Любитель 166», «Любитель 166В», «Любитель 166 Универсал».

«Смена 8М» — шкальный советский фотоаппарат, может производить многократную экспозицию за счёт раздельного взвода затвора и перемотки плёнки. Полностью ручной, без автоматики.

«Oktomat» — камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.

«Pop 9» — фотокамера с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно. Цвета корпуса бывают золотой и чёрный («Pop 9 Black Edition»).

«Supersampler» — четырёхобъективная камера, только с панорамными объективами расположенными в одну линию. Объективы срабатывают по очереди, благодаря чему на фотографии получается ряд из фото-полос. Выпускаются с различными вариантами раскраски корпуса.

3. Десять правил ломографа

Фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» (1989 год)

1. Всегда иметь при себе камеру

2. Снимать в любое время дня и ночи

3. Ломография — часть твоей жизни

4. Снимай от бедра

5. Подходи к объекту съемки как можно ближе

6. Не думай

7. Будь быстр

8. Ты не знаешь заранее, что получится

9. Да и после съемки не знаешь тоже

10. Не думай о правилах

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru
+1.69
Оцените пост
Вячеслав Багацкий
@Vitamin

Комментарии

  • Mikhail Zinin @Fyret • 12 января, 01:13, 2013

    Сейчас это называется Instagram.

  • Вячеслав Багацкий @Vitamin • 12 января, 01:41, 2013 • был изменен

    Вы что-то путаете. Черное никогда не станет белым)

    Ломогра́фия — жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.

    Для этой цели изначально использовался выпущенный в 1983 году автоматический компактный фотоаппарат Ленинградского оптико-механического объединения «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»), откуда и произошло название. Поддерживается и развивается Международным ломографическим обществомсо штаб-квартирой в Вене.

    Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии, как то: резкость, правдоподобная цветопередача, равномерная плотность кадра. Это следствие как доступности и простоты устройства большинства ломографических аппаратов, так и зачастую малой фотографической грамотности части ломографов. Из-за этого некоторыми фотографами и фотолюбителями понятие ломографии истолковывается неверно как некие размытые низкокачественные любительские фотографии. На выставках ломографические снимки мозаично группируются в ломо-стены, при этом художественную ценность имеет не только каждый отдельный кадр, но и их совокупность, на которых может быть изображено всё, что угодно.

  • Mikhail Zinin @Fyret • 12 января, 01:49, 2013

    Надо было мне все-таки смайлик поставить :) Но за исключением названия, 30-летней истории и пафоса (тут я не уверен), инстаграм полностью попадает под описание.

  • Олег @Strannik186 • 11 апреля, 07:00, 2013

    Интересная статья , спасибо !

    А первая «Смена 8М» в рабочем состоянии…аж вспомнить молодость захотелось…

  • Гость • 5 июня, 11:25, 2013

    Жаль,что ЛОМО из такого мощного предприятия превратилось в еврейскую шаражку с ржавыми станками и заросшими паутиной стенами. Ничего путевого больше эта фирма никогда не произведет.

Ваш комментарий