Как фотографировать советской оптикой на современных зеркалках. (Если кто не знает ;))
Чтобы фотографировать отечественными объективами нам понадобится:
Для начала терпение, чтобы прочитать статью, а потом чтобы выбрать, купить и фотографировать :).
1. Переходник-адаптер для каждой фирмы под её байонет (Nikon, Canon...) стоит от 500-2000руб… Зависит от производителя, качества (не экономьте, дешевые хлипкие и могут принести проблемы в виде стружки, плохой резьбы и т.д.) и самое интересное «одуванчика». Неее, это вовсе не цветок, это такой чип с контактами (как на объективах), прикрепленный на адаптер, который позволяет сохранить подтверждение автофокуса.
Я думаю вы понимаете, что на советской оптике автофокуса нет, всё ручками выставляется и диафрагма и расстояние, так что подтверждение, что вы попали таки в фокус нам пригодится ;).
2. Определиться с байонетом советского
объектива.
Для Никонистов проще, наша промышленность выпускала с байонетом под Nikon — маркировка Н. НО, будьте внимательны, есть экземпляры, которые то ли с прыгалкой то ли еще с чем, но бывают штырьками зацепляются за байонет, читала такое. У меня не Nikon, так что изучите эту тему отдельно. Это единичные экземпляры такое творят, но увы было.
Остальным маркировка М-42.
Для Canon варианта два:
— брать либо с маркировкой М-42 (соответственно адаптер будет называться так Canon EOS-М42),
— либо пойти путем еще закрученнее и взять адаптер Canon-Nikon, тогда можно будет использовать оптику с маркировкой Н. У меня сейчас 2 адаптера и для М42 и для Никон.
Для Pentax маркировка К.
Собственно перечень выпускаемых объективов и вся маркировка есть тут http://www.inr.ru/~serge/sov_lens
3. Выбираем объектив.
Я выбирала, блуждая по сайтам, искала отзывы, пересмотрела сотни фотографий, потом покупала на аукционе «Молоток» понравившийся мне объектив по рисунку, боке и прочим характеристикам.
Купила разные, но лучшие (на мой взгляд) могу озвучить, дабы облегчить работу Вам. Расставляю по местам, как они мне нравятся.
1. Калейнар-5Н 100мм. Рисунок и боке нереальное! Сразу скажу, хороший (не убитый) экземпляр найти сложно, но можно :). Я искала 3 месяца.
2. Юпитер-37 135мм. Очень красиво рисует, дает глубину фотографиям. Шикарный портретник.
Юпитер-9 85мм, тоже интересен, но экземпляры бывают разные.
3. Индустар-61 50мм. Для макро самое оно! Я купила макрокольца, рублей за 400 и этот объектив и очень довольна. Кстати объектив можно купить новый с завода, там еще есть. Дает интересное боке (капли и свет не круг, а шестиугольники)
Для макро есть еще Волна-9, очень хвалят, но я пока не брала.
4. Зум Arsat 80-200мм тоже интересный. Вообще Арсаты качественные, но их вообще очень мало.
Хвалят очень, раскрутили до небес Гелиос-40. Стоит он из-за ажиотажа до 20 тыс. Я долго его искала, повинуясь стадному чувству, но умный человек (фотограф) сказал, что смысла нет и он сложный в обращении, да к тому же еще и весит 1кг с хвостиком. Я очень благодарна этому человеку, что не дал мне сделать большую глупость и купить его :).
Это то, что понравилось мне, а как видно из таблицы, вариантов.....
Творчество ждет ;)!
P.S. Задавайте вопросы если есть, отвечу :).
Вношу дополнения по поводу адаптеров под М-42 и Никон. Эти адаптеры лучше брать у Лушникова http://www.filmprocess.ru/oduvanchik/price.htm, так как есть информация, что китайские не программируются, а вот Лушникова программируемые — это знаю точно, так как брала у него.
В чем разница. Если вы снимает в М режиме, то вам все равно, а вот если в приоритете диафрагмы, то в прошивке чаще всего стоит 1,4 и выдержку фотоаппарат вам рассчитает исходя из этих параметров, так что выбирайте.
Думаю есть смысл отметить, что если матрица на камере не полноформатная (кроп), то фокусное расстояние советского объектива будет отличаться от указанного в инструкции.
Что касается адаптеров, то у Лушникова я на байонет Minolta переходников не нашел. Взял неизвестный, люфтит, а это неприятно. Диафрагму 1,7 выставляет.
Да, вы совершенно правы! От кроп фактора зависит фокусное расстояние.
Если нет у Лушникова, то есть всем известный «Молоток» на котором можно найти и более редкие переходники.
Примерно так и сделал. Но после общения с одним любителем советской оптики, выяснилось, что переходники подбирать нужно индивидуально, иначе люфт практически обеспечен.
Что-то любитель Ваш мудрит. Что там подбирать индивидуально резьбу, что-ли? А если у вас этой оптики куча? У меня, например, только переходников 4 штуки, чтоб на ходу не перекручивать и пыль не летела в камеру.
Речь шла о производителях. Переходники разных производителей в тушку по разному встают. Какие-то с бОльшим люфтом, а какие-то хорошо. Об этом он и говорил. А резьба, она и в Африке резьба. Взял первый переходник и три советских объектива накручиваются плотненько, замечательно. Поэтому перед покупкой следующих хочу проверять посадку в тушку.
Не очень понимаю о чем речь. Байонеты всех тушек строго стандартизованы. Если переходник люфтит - это брак. Использовать с мануальной оптикой, которая нелегкая совсем, такой переходник - это убивать байонет камеры со 100% гарантией.
Согласна, люфта быть не должно! Да и работать при люфте с одуванчиками аппарат не будет, будет выдавать ошибку.
Странно, что-то Лушников испортился что ли или у китайцев стал покупать и сам только одуванчики клеить? :)
Я брала еще несколько переходников на «молотке», да китайские, но вполне хорошо сели и работают. Единственное, не берите крашенные, краска может облазить и сыпаться в камеру.
Вот у меня переходник какой-то китайский и есть… Особенно сильно ощущается, когда Юпитер ставлю… ((
Правильно, чем тяжелее объектив, тем больше чувствуется люфт, отвисает под тяжестью. Это конечно очень не приятно, что попадаются такие. Мне нравится брать на Молотке тем, что там можно до покупки все выяснить,а если брак, то заранее обговорить возможность обмена.
Ещё можно на форумах почитать у тех, кто брал хорошие экземпляры, выяснить, где такие дают :).
Только не фокусное расстояние - оно зависит только от оптической конструкции объектива. На кропе вы просто получаете серединку полного кадра, так сказать, его филейную часть.)) Кстати, на большом формате оптика кроет существенно большую площадь, чем кадр, поскольку этого требуют подвижки, однако, никто не называет это кропом.
Люфтит это плохо, а насчет диафрагмы переживать не надо - автоматика все равно не сможет управлять ей, поэтому смело ставьте ручной режим, фокусируйтесь на открытой, потом закрывайте до рабочей и по экспонометру камеры подбирайте нужную выдержку.
Спасибо, Александр.
По поводу диафрагмы даже не переживаю, наоборот, в некотором смысле даже доставляет удовольствие. Если, конечно, время позволяет. )))
А где можно посмотреть снимки с Калейнар-5Н 100, да и вообще со всех зде поминаемых?
Говорят еще Вега-12Б 2.8/90 хорош, но с ним свои сложности, т.к. он для среднеформатных камер.
Вега-12Б и Волна-3 в разное время шли штатниками на Киев-60. Снимал и тем и другим, как на самих Киевах, так и через переходник цифрой (Canon). На эту оптику (байонет Б) переходник бывает 2 типов - простой и тилт (одуванчик придется клеить самостоятельно). По объективам - Волна резче, Вега софтовей.
«В чем разница. Если вы снимает в М режиме, то вам все равно, а вот если в приоритете диафрагмы, то в прошивке чаще всего стоит 1,4 и выдержку фотоаппарат вам рассчитает исходя из этих параметров, так что выбирайте.»
А вот так снимать не стоит, поскольку если у вас, к примеру, прикручен Ю-21 f/4, а камера считает, что 1,4 , то хорошего в этом мало. Мануальной оптикой снимать только в «M» - тогда камера будет мерить свет, а не думать, что у вас там выставлено якобы. Одуванчики нужны только для подтверждения автофокуса, однако, если вы решили сделать монокль - то вам и автофокус одуванчика соврет - глазом не моргнет.))
Да, мануальной оптикой лучше снимать в «М», полностью согласна, но есть те, кто умудряется снимать в других режимах. Я вообще всё в «М» снимаю, не могу привыкнуть к причудам камеры в других режимах.
А вот подтверждение автофокуса очень даже помогает, поэтому я за «одуванчик»!
Ну, монокль это вообще отдельная тема :).