Жак Анри Лартиг: непризнанный гений фотографии

Кто может сказать, что знает по каким принципам одни люди становятся знаменитыми, а другие – нет? Что необходимо, чтобы стать классиком фотографии, вторым Анри Картье Брессоном, Кертешем, Адамсом, Брассаем? Лично знать Альфреда Стиглица? Быть гениальным? Разрушать стереотипы? Скорее всего, все понемногу. То, что гениальный фотограф может и не стать сверхпопулярным, говорит пример Жака Анри Лартига, французского фотохудожника, современника Брассая, Мартина Мукачи и других легендарных фотографов. Несмотря на безусловную талантливость его работ, о Лартиге и его творчестве вплоть до семидесятых годов прошлого столетия знали лишь немногие.

Жак Анри Лартиг появился на свет в 1884 году в местечке Курбэвуа, небольшом городке раскинувшимся на берегу Сены, неподалеку от Парижа. У Жака очень рано проявился талант фотохудожника – свои первые фотографии он сделал еще в шесть лет, позаимствовав отцовскую фотокамеру – в то время мало кто мог себе позволить купить фотоаппарат, но в его семье это чудо техники имелось. В десять лет он начал рисовать, стараясь сохранить в памяти те картины, свидетелями которых он был. Для того чтобы реализовать эту потребность остановить время, сохранив в вещественном виде кусочек своей реальности, фотография подходила больше, чем рисование. Начав снимать еще в совсем юном возрасте, став взрослым, Жак сохранил качество, неоценимое для любого фотографа – ясное, объемное видение детства.

Будучи ребенком, он снимал мир таким, каким он его видел, не пытаясь при этом кому-либо подражать. Еще в школьном возрасте он достиг уровня взрослого мастерства, его снимки были не по-детски достоверно и эффектно построены. Уже тогда ему были присущи проницательность и оригинальность видения – эти качества характерны для работ Лартига вне зависимости от того, когда они были сделаны.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, отец подарил Жаку его первый фотоаппарат – громоздкую, тяжелую камеру, для постановочной съемки: для работы с ней требовалось предварительно установить ее на деревянной треноге. Спустя некоторое время у него появилась ручная фотокамера, с возможностью моментальной съемки. Юный Лартиг делал не только черно-белые репортажные, но и цветные снимки. Эксперты признали их одними из самых лучших автохромных снимков, сделанных современниками фотохудожника.

По словам Лартига, его детство было волшебным временем – мир стремительно менялся, одни фантастические изобретения сменяли другие. Для ребенка с богатым, живым воображением появление таких технических чудес, как автомобили и самолеты стали незабываемым воспоминанием. Именно поэтому на эти чудеса являются одними из основных тем фотографий юного Лартига.

Другим его увлечением была уличная фотосъемка. Излюбленные сюжеты Жака Лартига – это виды Парижа, его бульваров, сценки с участием симпатичных парижанок, садящихся в сверкающие хромом, невыразимо прекрасные автомобили. Экипажи, запряженные лошадьми, прогуливающиеся пары, встречи и расставания – фотографии Лартига отражают жизнь Парижа взглядом ребенка, но выполнены с взрослым мастерством.

Неповторимой особенностью работ автора была какая-то особенная интимность, которая тонко сочеталась с эстетикой кадра. Спонтанность и наполненность жизнью в его фотографиях чем-то напоминают работы Мартина Мукачи – американского фотографа родом из Венгрии. Особенно ярко проявляется художественная манера, присущая снимкам Жака Лартига в его работах, в которых его моделями были женщины.

В зрелом возрасте он занимался репортажной съемкой, снимал спортивные состязания, работал с фотопортретами. Период в тридцать лет – с 1910 по 1940 год был для Лартига наиболее продуктивным в плане творчества. Его фотографии достижений авиации, автомобильных гонок, пляжей Ривьеры, портреты деятелей искусства, театральных звезд и знаменитых киноактеров – Саша Гитри, Кеса ван Донгена, Франсуа Трюффо, Пикассо, Абеля Ганса, Робера Брессона, Жана Кокто и многих других стали символами той эпохи.

Жак Лартиг – это нонсенс мира фотоискусства. Всю жизнь этот талантливый фотограф провел в тени своих коллег, ставших известными на весь мир. Несмотря на то, что он с 20-тых годов начал проводить свои выставки – его снимки выставлялись вместе с такими авторами, как Манн Рей, Дуано и Брассай, его имя не было известным, а снимки не привлекали внимание зрителей вплоть до выхода его первой книги «Семейный альбом» в шестидесятых годах.

Слава пришла к нему лишь на закате жизни. Почти до семидесяти лет он не получал признания, однако после проведения выставки в нью-йоркском Музее современного искусства, выхода «Семейного альбома» и публикации его лучших работ в журнале «Life» он впервые стал по-настоящему знаменитым. Уже в зрелом возрасте, отдавая дань уважения своему отцу, которому он был во многом обязан раскрытию своего таланта, он присоединил свое имя к своему. То имя, которое стало мелькать в журналах, было на его книгах, выпускаемых многотысячными тиражами, звучало теперь как Жак Анри Лартиг.

В 1970 году был выпущен «Дневник столетия» – подробное, эффектно оформленное описание этапов пути, пройденного Лартигом, его жизни и творчества. Спустя пять лет парижский музей декоративных искусств впервые провел ретроспективную выставку работ мастера.

Жак Анри Лартиг продолжал работать до своего последнего дня. Он скончался в возрасте 102 лет – 12 сентября 1986 года в своем доме в Ницце, навсегда оставшись в памяти своих близких, друзей и поклонников, как пример настоящего Мастера, преданного своему делу и не заботящегося о славе.

Источник: http://www.fotoisland.ru

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru
+1.04
Оцените пост
Вячеслав Багацкий
@Vitamin

Комментарии

Ваш комментарий