Фотограф Льюис Кэрролл: другая жизнь легендарного писателя

С именем английского писателя Льюиса Кэрролла, у большинства связывается лишь два его бессмертных произведения – «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» – удивительные сказки с философским оттенком, по мотивам которых и спустя 150 лет снимаются фильмы и ставятся спектакли. Сейчас мало кому известно, что кроме «Алисы» математиком и изобретателем Льюисом Кэрроллом было написано только две книги. Делом всей жизни этого необыкновенно талантливого человека было не писательство, а фотография.

Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Латуидж Доджсон) появился на свет в 27 января 1832 года в Дэрсбери – маленькой деревушке, расположенной в графстве Чешир. Чарльз был старшим сыном священнослужителя деревенского прихода. В крещении он получил два имени Чарльз и Лютвидж – первое в честь отца, второе в честь матери.

Впоследствии эти два имени станут основой для его псевдонима. Еще будучи подростком, Чарльз писал стихи, подписываясь именем, которое было получено им из трансформации имен «Чарльз Лютвидж», переведенных на латынь. По латыни они звучали как «Каролюс Людовикус». Если переставить их местами и снова перевести на английский, получится «Льюис Кэрролл» – псевдоним, под которым знаменитого автора «Алисы в стране Чудес» будет знать весь мир.

С самого юного возраста Чарльз обнаружил недюжинные способности к математике. После окончания колледжа, он, по приглашению деканата Оксфорда остался, и в 1855 году, уже будучи профессором математики, начал преподавательскую деятельность.

Так в 23 года Доджсон стал одним из самых молодых профессоров Оксфорда. Он поселился неподалеку и очень скоро стал яркой достопримечательностью знаменитого учебного заведения. Дело было в его необычной внешности и поведении, которое не могло не привлечь внимание – Доджсон избегал общения, в том числе и с противоположным полом, был крайне нелюдим, никогда не проявлял на людях своих эмоций, всем увеселениям предпочитал одинокие прогулки по окрестностям. У него была своеобразная внешность – он был худощав и высок ростом, как Авраам Линкольн или Ганс Христиан Андерсен, имел полное, ассиметричное лицо. Сильное заикание и частичная потеря слуха усугубляли его нелюдимость.

Доджсон был для странной и одинокой фигурой, не понятой и недооцененной своими современниками. Его странность проявлялась во всем. К примеру, в то время, когда среди его окружения было принято путешествовать по Европе – бывать в Швейцарии, Италии, Франции или в Греции, Доджсон снискал себе славу отъявленного чудака, отправившись в… Россию. Поездка по нашей стране была его первым и последним путешествием – это был единственный раз, когда он выезжал за пределы Англии.

Доджсон был крайне сдержан не только в общении – он очень много работал, зачастую забывая о еде, кроме этого он страдал бессонницей, подолгу лежа без сна. Чтобы отвлечься в эти томительные ночные часы, когда все вокруг предавались мирному сну, он придумывал и решал математические головоломки, ребусы и задачи, которые впоследствии объединил в одно из своих произведений, названное им «Математические курьезы».

Вероятно именно эта крайняя сдержанность в том, куда в основном и расходует свою энергию рядовой человек, и послужило причиной раскрытия целого ряда талантов в этом необычном человеке. С самых юных лет Чарльз хотел стать художником, рисовал углем и карандашом, создавая иллюстрации для журналов, которые он самолично «издавал» для своих многочисленных братьев и сестер.

После того, как его талант художника оказался невостребованным, Чарльз, начиная с 1956 года, увлекся фотографией. Нужно отметить, что в то время процесс фотосъемки был сложным, трудоемким и долгим занятием – фотопленки тогда еще не существовало, снимки делались на пластины из стекла, которые покрывались коллодиевым раствором. Снимать приходилось при утомительно долгих выдержках, а после окончания съемки нужно было тут же начинать проявку, иначе весь труд был бы испорчен.

В овладении искусством фотографирования Доджсон проявил много настойчивости и терпения, за короткое время став настоящим мастером в этом непростом деле. Его увлеченность до самозабвения в свое время снискала ему славу одного из лучших фотографов Англии. Доджсон фотографировал многих знаменитостей – легенду актерской среды – актрису Эллен Терри, поэта и художника Данте Россетти, Томаса Гексли, Альфреда Теннисона, Фарадея и многих других. Его фотографии знаменитостей викторианской эпохи, встречаются даже в учебниках, при этом сейчас мало кто помнит, что автором этих снимков является создатель бессмертной «Алисы в стране Чудес».

Описывая деятельность Льюиса Кэрролла – фотографа нельзя не упомянуть о теме, которая в реалиях сегодняшнего времени имеет скандальный оттенок. Известность фотографу Кэрроллу принесли не только портреты знаменитостей, но снимки маленьких девочек. Именно они были единственными, с кем он мог общаться без стеснения, заикания и дискомфорта. Его платоническую, высокую любовь к детям, чистыми мыслями и душой, сейчас выдают за нездоровое сексуальное влечение.

Сейчас порок стал чем-то естественным и очевидным, и большинство смотрит на все окружающее сквозь эту черную, искаженную призму. Действительно, в нашем мире, который напоминает Содом и Каморру перед их казнью, трудно поверить в невинность и возвышенность чувств взрослого неженатого человека, который предпочитает общество маленьких девочек любому другому обществу.

Однако для тех, кто склонен видеть в Кэрролле педофила, стоит напомнить, что от чистого не может родиться ничего нечистого – на ухоженной чистой яблоне не растет чертополох. Родители Чарльза были глубоко религиозны, и с самого детства он рос в атмосфере защищенности, чистоты и любви. Эта замкнутость семейного круга защитила его от вредоносного влияния, которое он мог воспринять, а повзрослев, он сам воздвиг вокруг себя такую же защитную оболочку, отстраняясь от соблазнов, страстей и страданий, которые они порождают.

Льюис Кэрролл стал предтечей современных жанров фотографии. Его работы резко отличаются от принятого в то время тяжеловесного постановочного стиля, в котором модели скорее напоминали восковые изваяния, а не живых людей. Фотографии Льюиса Кэрролла, напротив, полны жизни, они сделаны словно мимоходом, случайно – трудно поверить, что при их создании процесс создания одного снимка мог продолжаться десятки минут. Автор не жалел сил, добиваясь той естественности, непосредственности, которая была свежей струей в фотографии того времени.

Нужно сказать о том, что на создание персонажа сказочной Алисы Кэрролла вдохновила одна из его многочисленных приятельниц, которую звали Алиса Лидделл. Именно этой девочке было суждено стать воплощением того искреннего, чистого чувства любви, который испытывал Кэрролл к своим юным натурщицам.

 Жизнь Чарльза Доджсона была постоянным трудом, и по своей аскетичности похожа на монашеское служение. Утомленный трудами и болезнями, он закончил свою жизнь в 1898 году, в возрасте 66 лет.

Спустя полвека, в 1950 году была издана книга, которая называлась «Льюис Кэрролл — фотограф», в которую вошли его самые лучшие работы. Чуть позже фотографии Кэрролла были включены в экспонаты легендарной выставки «Род человеческий» – Льюис Кэрролл стал единственным английским фотографом викторианской эпохи, чьи работы были представлены на этой выставке.

Источник: http://www.fotoisland.ru, http://ru.wikipedia.org

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru
+1.13
Оцените пост
Вячеслав Багацкий
@Vitamin

Комментарии

Ваш комментарий