Законы экспозиции: диафрагма, выдержка, светочувствительность

В предлагаемой статье вы познакомитесь с основными законами взаимодействия трех главных составляющих экспозиции в зеркальном фотоаппарате: размера диафрагмы, выдержки при съемке и светочувствительности матрицы.

История фотографии насчитывает уже почти два века. За это время фотоаппараты из огромных монстров превратились в миниатюрные, практически плоские коробочки, которые мы ежедневно носим с собой. Возникает вопрос: а что за этот срок качественно изменилось в конструкции фотоаппарата и изменилось ли вообще? Да по большому счету, ничего, кроме размера. Принцип действия остался тем же: система линз, через которые свет поступает на светочувствительную матрицу, плюс затвор, регулирующий время получения кадра. Все остальное – приятные дополнения, упрощающие работу фотографа.

Дело в том, что устройство фотоаппарата подобно физике человеческого глаза: объектив с линзами – это стекловидное тело, диафрагма – зрачок, расширяющийся или сужающийся в зависимости от освещенности пространства, и светочувствительная матрица – сетчатка глаза, с ее палочками и колбочками, формирующими изображение. Уберите одну из составляющих – и вы останетесь слепы, как и ваш фотоаппарат.

Естественно, история развития фотографической техники видела множество изменений. На смену огромным фото пластинам пришла сначала пленка, а затем – электронная матрица; оптическая система также непрестанно менялась: от толстенных стеклянных линз до применения многослойного просветляющего покрытия, появления асферических линз, с которыми связано создание широкоугольных объективов, внедрения всевозможных антибликовых добавок, которые увеличивают ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Но все эти новшества не касаются самой конструкции, они улучшают качество используемых материалов, делают фотоаппараты более удобными, легкими, быстродействующими, самостоятельными. И все же, для получения качественных снимков только хорошего фотоаппарата недостаточно. Нужно понимать законы использования трех составляющих экспозиции, знание и правильное использование которых и отличает любителя от профессионала.

Что такое экспозиция

Экспозиция – это количество света, которое попадает на светочувствительную матрицу фотоаппарата, умноженное на время воздействия света на матрицу. Другими словами, это соотношение размера диафрагмы и выдержки.

Диафрагма – специальное устройство в объективе, представляющее собой несколько подвижных пластин, которые могут сходиться, уменьшая отверстие, через которое свет попадает на матрицу, или расходиться, увеличивая его. Увеличивая значение диафрагмы, то есть, уменьшая площадь отверстия от 1 до 32 и выше (стандартные значения = 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32), мы увеличиваем глубину резкости (ГРИП). Чтобы было более понятно, приведу пример: если вы установили значение диафрагмы 2.8, то отверстие, через которое проходит свет во время съемки, практически не закрывается; установив значение 32, мы заставляем объектив «щуриться», отверстие маленькое, глубина резкости большая.

Выдержка – время воздействия света на светочувствительную матрицу, скорость работы затвора, измеряется в секундах. Шаг выдержи: 30, 15, 8, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 сек. Выдержка может быть длинной, например, 2 секунды, это значит, что затвор остается открытым в течение 2 секунд, или короткой, 1/250 секунды, именно за такой промежуток времени в этом случае происходит экспонирование кадра.

Основные правила использования выдержки:

* Съемка с руки – выдержка не длиннее 1/60 сек., так как руки дрожат и «мажут» кадр.

 * Съемка движущихся объектов (танец, спорт, машины, дети) – минимально короткая выдержка, например, 1/250 или 1/500 секунды.

 * Съемка в условиях низкой освещенности – необходимо увеличение выдержки, например, до 2 сек.

 * При съемке ночных пейзажей использовать выдержку от руки (более 30 сек.) со штативом.

Светочувствительность матрицы – степень реакции электронной матрицы фотоаппарата на количество попадающего на нее света при открытии диафрагмы. Чем меньше света необходимо для получения качественного изображения, тем выше чувствительность матрицы. Измеряется в единицах ISO. Стандартный шаг: 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600 ISO. При высоком значении ISO свет улавливается сильнее, но при этом повышается и количество улавливаемого шума, дефекты видны на снимках.

Основные правила использования светочувствительности:

Вектор диафрагмы. Диафрагменные числа показывают уменьшение площади открытия диафрагмы от 1 до 45, где числа 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32 и 45 – знаменатель дроби 1/n. При этом помните, что в зависимости от «навороченности» камеры относительное отверстие самого объектива будет начинаться с разных значений: очень дорогие – 1.2, дорогие модели – 1.4, популярные объективы с постоянным фокусным расстоянием – 1.8, зум-объективы, с переменным фокусным расстоянием – 2.8, «мыльницы» — от 3.5.

Вектор выдержки. Числа выдержки уменьшаются от 1 до 1/2000 секунды (кстати, фотоаппараты могут фотографировать с более короткой выдержкой «от руки» — до 1/8000 сек.).

Вектор светочувствительности. Значения ISO увеличиваются.

Примечание. График справедлив для неизменных условий освещенности.

* Съемка быстродвижущихся объектов – повышаем значение ISO одновременно с уменьшением выдержки, тогда объекты не будут ни серыми, ни смазанными.

 * Снимаем в условиях низкой освещенности – увеличиваем значение ISO и увеличиваем выдержку.

 * Экспозиция бывает трех видов и устанавливается самим фотографом:

 * Ручная – фотограф вручную устанавливает параметры выдержки и диафрагмы.

 * Полуавтоматическая – при этом фотограф сам выбирает режим «приоритет выдержки» или «приоритет диафрагмы», настраивая только один из параметров, другой устанавливается автоматически.

 * Автоматическая – фотоаппарат самостоятельно настраивает необходимые параметры съемки.

Рассмотрим график соотношения размера диафрагмы, выдержки при съемке и светочувствительности матрицы.

Принципы использования графика. Работа в режиме «приоритет диафрагмы».

Задача – снять портрет, получив хорошую резкость черт лица. Рассмотрим частный случай, пользуясь графиком. Значение диафрагмы 5.6, смотрим по графику – фотоаппарат автоматически выставит выдержку 1.8 при светочувствительности 100 ISO. Если вы используете хороший портретный объектив 85 мм., то такая выдержка, вероятнее всего, даст смазанный кадр. Выход один – увеличить значение диафрагмы, например, до 1,4. Фотоаппарат автоматически выставит выдержку (смотрим по графику) 1/125 сек. Какой результат мы получим? Портрет выйдет четким, резким, но при этом пострадает ГРИП, а значит, фон расплывется. Конечно, при портретной съемке это может стать красивым художественным эффектом.

Задача – снять пейзаж с движущимися объектами. Для этого диафрагму ставим на 11, выдержка автоматически установится на 1/2 секунды, но этого много. Без использования штатива даже с широкоугольным объективом кадр будет далеко неидеальным. В этом случае выход один – увеличить показатель ISO, например, до 200. В таком случае при диафрагме 11 выдержка уменьшится до 1/6 сек., что уже неплохо. Если не дышать и локтями упереться в ребра, то снимок может и получиться. Правда, при этом даже движущиеся люди могут смазаться, не говоря о машинах. Увеличиваем ISO до 400 – выдержка падает до 1/10 секунды, до 800 – 1/25 сек. А если значение диафрагмы увеличить еще на шаг – до 8, то наш пейзаж заиграет всеми деталями! При светочувствительности ISO 800 выдержка составит примерно 1/45 секунды, так что даже умеренно движущиеся объекты окажутся четкими.

Несколько рекомендаций начинающим фотографам

Портретная съемка в условиях низкой освещенности. Используйте объектив с фокусным расстоянием не более 50 мм., увеличивайте значение диафрагмы (открывайте ее), увеличивайте значение ISO.

Съемка пейзажей в условиях низкой освещенности. Используйте широкоугольный объектив и штатив. Увеличивайте время выдержки, максимально уменьшая диафрагму и повышая светочувствительность.

Снимая в темноте, всегда пользуйтесь вспышкой, если хотите получить яркие кадры.

Снимая в режиме «приоритет выдержки», устанавливайте ISO Auto. Деталей изображения не будет, зато главное фотоаппарат уловит отлично.

Съемка в помещении в условиях низкой освещенности. Снимайте только широкоугольными объективами при высоких значениях светочувствительности. Используйте вспышку в режиме «медленная синхронизация» по задней шторке, это высветит лица фотографируемых людей.

Чтобы запечатлеть атмосферу тусовки (только силуэты), не пользуйтесь вспышкой.

Помните: четкий портрет или пейзаж лучше смазанного, если только вы не используете это как художественный эффект.

Источник: http://fotoinn.ru

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru
+2.49
Оцените пост
Вячеслав Багацкий
@Vitamin

Комментарии

  • Serg Sergeew @serg-sergeew • 28 февраля, 18:21, 2013

    эти бы рекомендации да богу в уши :-))

  • Виктор @konsullll • 2 марта, 10:10, 2013

    и как это всё запомнить?

  • Виктор @konsullll • 2 марта, 13:48, 2013

    огромное спасибо!

    вот только бы ещё на никоне разобраться где диафрагма настраивается, а где выдержка. а то в исо есть, экспозиция есть, а выдержки и диафрагмы нет))

  • Вячеслав Багацкий @Vitamin • 2 марта, 14:23, 2013

    Это в помощь Вам инструкция к фотоаппарату )))

  • Дмитрий Поздняков @Dragomir • 30 марта, 12:35, 2013

    Режимы P и A, еще лучше M и крутите все подряд - метод тыка может помочь, если инструкция тяжелая)

Ваш комментарий

К этому уроку нет работ, проделай урок и добавь фотографию первым
Фотографии сделанные на основе этого урока