Об отношении к критике и о здравом смысле.
Автор статьи Илья Рашап.
Как любой вменяемый человек, я естественно люблю, когда меня хвалят. Желательно не про себя, а вслух. Если вас это коробит, то покажите мне того фотографа, который целеноправленно снимает «в стол» — я его повешу на иконостас. В дурдоме.
Другое дело, что тут многое зависит от того, кто именно хвалит и почему. Не буду подробно заостряться на причинах (ибо это баян про кукушку и петуха), но с определенного времени я понял, что единственный способ получить честное мнение о своем творчестве — ни к кому, никогда не ходить в ответ.
Нет, то есть конечно же у меня есть список интересных мне авторов. Этот список периодически видоизменяется. К этим людям я всегда хожу посмотреть и иногда че-нить написать. НО! Состав этого списка и моя активность в их галерее совершенно ни в какой степени не зависит от того — ходят ли ко мне эти люди или же нет.
Знаете как забавно иногда наблюдать смену поколений в своих постоянных комментаторах? Ходит-ходит человек, все ему “нра» и «нра», а спустя какое-то время, поняв, что ответной реакции под его фото не последовало, пропадает. Таких полно. Есть, правда, и те, кого явно не волнуют мои «ответные действия». Вот их «нра» действительно имеет значение.
Конечно же втройне интересны мнения людей, чье собственное творчество пользуется моим уважением. Ну, это понятно, я думаю...
Есть еще один момент. При том факте, что меня конечно же живо интересует мнение массовой публики и реакция на мои фотографии, я все же имею свое собственное довольно конкретное суждение о каждой из них. То есть я стараюсь трезво оценивать свои фотографии прежде всего сам. И, если я знаю, что фото на троечку по моим критериям, то даже тонны восторгов врядли изменят мою собственную оценку. То есть в эйфорию я впадать совершенно не склонен.
ТЕПЕРЬ О ТОМ, КОГДА РУГАЮТ.
Абсолютно честно говорю — я к этому отношусь совершенно спокойно. В подавляющем большинстве случаев это меня ничуть не раздражает. Иногда бывает даже полезно (правда очень редко). То есть я вполне нормально реагирую на надписи:
- не нравится;
- говно;
- аЦкий атцтой;
- вы бездарность;
- убейте себя...
И этого вполне мне достаточно. Все это дерьмо про «конструктивную» критику, которым очень любят прикрываться на сайтах, меня ничуть не волнует. Совершенно не требуется пояснять мне, зачем я должен себя убить и каким способом это сделать. Человек зашел, выразил свое мнение, — отлично. Он не обязан тратить время на то, чтобы подробно разжевывать все свои мысли.
Как раз намного хуже обстоят дела, когда комментарий развернутый. Вот тут бывают проблемы. Я ненавижу глупость. Всеми фибрами своей души. Меня с этого коробит. Я усиленно пытаюсь бороться с этим чувством и имею успехи в этом направлении, но пока победа не одержана.
Понимаете, пока человек не претендует на образованность в данном вопросе и оперирует понятиями «нравится» и «не нравится», то он имеет полное право высказываться где угодно и о чем угодно. Но как только он переходит эту границу в направлении информационно насыщенной дискуссии, — то он должен полностью отдавать себе отчет, — а способен ли он эту дискуссию адекватно поддерживать? Потому что, — если нет, — то иногда лучше помолчать.
ПРИВЕДУ 4 ПРИМЕРА (почему-то бесит сосредоточенность хомо сапиенс на цифре 3):
- Ну вот смотрите, — в большинстве случаев считается очень дурным тоном в споре переходить на личность оппонента. «Тебе не нравится моя фотография — сделай лучше» или «Да ты сам снимать не умеешь». Обычно это действительно не аргумент. А полное его отсутствие и беспомощность. Но не всегда.А именно: я, например, совершенно не могу понять, как человек, действительно не умеющий еще толком снимать, позволяет себе лезть к хорошему фотографу с технической критикой? Какого черта, — что это за неадекватность? Пока тебе просто не нравится или нравится фотография, — ты в своем праве. Но критику технического характера имеет право писать ТОЛЬКО человек, уровень которого как минимум сравним с уровнем автора фотографии. Иначе это заведомая глупость.Все разговоры, про неправильно выставленный студийный свет, неверно подобранную ГРИП, неточную обработку и тд тп — все это удел людей, хорошо разбирающихся в вопросе.Вот вам простой пример, — вам не нравится суп в ресторане. Вы в своем праве — вы можете позвать шеф-повара и высказать ему свое «фе» по этому поводу. «Суп — говно, заменить». Но вот рассказывать тому же повару сколько мух надо было туда добавить, чтобы получить правильное послевкусие, — это уже проявление вашей глупости, — тут вы не на своей территории. В мухах он разбирается в сто раз лучше вас. И подискутирует на эту тему с другим поваром.Еще проще поясняю. «Мне не нравится свет» — нормальный комментарий. «Свет выставлен плохо», — а вот тут уже можно нарваться на ответ «А ты кто такой вообще?».
- Еще пример. Есть значительная часть людей, которые лелеют свое невежество. То есть они любят и воспринимают один единственный очень узенький жанр в фотографии. Хорошо еще, если они хотя бы в нем хорошо разбираются — уже благо. Само по себе такое самоограничение ничего плохого из себя не представляет (хотя мне и непонятно это). Однако очень часто подобный снобизм имеет болезненное осложнение - агрессивное неприятие всего, что выходит за рамки понимания этого человека.То есть, например, — фотограф снимает ЧБ стрит-фотографию на высокочувствительную пленку Зенитом и считает, что уж вот это-то и есть настоящее искусство. Настоящее, млин, ясно?!!! Ну и фиг с тобой — считай на здоровье. Зачем, скажите на милость, навязывать свою сомнительную религию всем окружающим? То есть такая позиция «Я Д'Артаньян, а вы все тут говно»...«Опять голые бабы в Фото дня!!! Ничего кроме сисек никто не замечает».И все бы ничего, да только иногда это пишется под совершенно изумительными, арт-ню фотографиями, которые в это ФД вообще чудом каким-то попали, ибо они слишком сложные и умные, — не должны были их заметить. А человек, который считает себя занимающимся «истинным искусством» даже не видит этого своими зашоренными глазами.Это просто пример. Точно также зацикливаются и ничего не видят вокруг те же нюшники, портретисты, пейзажисты и иже с ними.Всякие кружки пионеров по интересам из серии «Снимаем только на 35 мм пленочные» или «Никакого фотошопа», — я про них вообще молчу, — эти опасные секты должны преследоваться по закону органами власти.
- Иногда люди пишут, и это видно, — просто чтобы че-нить написать. Ну времени у них много свободного, хочется поумничать. Взять и отрезать кадрированием ровно три миллиметра справа и сказать «Вот так намного вот лучше». Или «Ой, я попробовал сделать зеленый фон под фоткой — круууто смотрится».Ну вот что на это ответить? Лучше ничего не отвечать. Потому что на язык просится «Иди в жопу отсюда»...
- Есть ее один момент — с ним все сложнее. Сложнее потому, что тут не объяснишь человеку ничего — лучше даже не пытаться. То есть он сам до этого должен дорасти или нет.Это комментарии из серии:
- «У модели пересвет на лице» к черно-белой жесткой жанровой фотографии.
- «У вас мало деталей в тенях» — к ней же.
- «Горизонт завален»...
- «Перешарп на третьей ресничке правого глаза — сильно портит впечатление от прекрасного снимка».
- «Центральная композиция, не соблюдено правило третей»
Ну и так далее. Нельзя просто сказать человеку «чувак, ты просто еще не дорос… У тебя период такой… переходный… глупых книжек начитался и по фотосайтам многовато лазил, ты посиди пока покури и посмотри, не пиши ничего». Невозможно, потому что человек обидится.А объяснять каждый раз, что «Перешарп на ресничке ну никак не может испортить впечатление от „прекрасного“ снимка», а «пересвет — это не отсутствие деталей в светах. Пересвет — это отсутствие деталей в светах там, где они должны быть согласно логике изображения»… Это невозможно объяснить. Он не поймет.
Обобщая — я очень люблю критику, любом виде — хвалебном и ругательном. Без комментариев к твоим фотографиям появляется ощущение, что кричишь в пустоту.
Столь же сильно я не люблю глупость. Но на нее стараюсь не реагировать. Уже почти получается.
В свое время один хороший человек выдал вот такое определение поступательного развития фотографа, привязанное к восточной истории:
Однажды император дал учителю своего любимого бойцового петуха и сказал — сделай из него чемпиона.
Через некторое время император вызывает учителя и спрашивает:
— Ну, как?
— Пока не готов, он СЛИШКОМ РВЕТСЯ В БОЙ.
(Да мои фотки- самые отличные в мире!)
Через некторое время вызывает его опять с тем же вопросом.
— Нет, ОН СЛИШКОМ ВОСПРИНИМАЕТ КРИКИ ДРУГИХ.
(Я узнал, что мои фотки не самые лучшие в мире, а скорее наоборот и теперь жизнь дала трещину).
Ладно, подождём, думает император, вызывает опять спустя какое-то время:
— Ну, так что там?
— Пока никак — СИЛА И ЯРОСТЬ ПРОРЫВАЮТСЯ НАРУЖУ.
(Наконец-то я стал делать что-то интересное, но какие придурки все кругом, они меня бесят своим невежеством, я их всех сейчас научу!)
И вот, спустя какое-то время приносят петуха и учитель говорит:
— Он готов. Он — СТАТУЯ.
(Да, есть фото и лучше, а есть и хуже. Меня не бесят неудачи других и я нахожу для себя пищу в чужих успехах).
Это 4 стадии. Характеризуются ключевыми словами БЫТЬ и КАЗАТЬСЯ. Первая КАЗАТЬСЯ — много, БЫТЬ — мало. Четвертая стадия БЫТЬ — много, казаться МАЛО.
Пятая стадия почти виртуальная. Человека нет, а дело есть. «Фото как у Брессона», «Дело Ленина» и пр...
Так вот, отношение авторов к критике напрямую зависит от того уровня, которого он достиг в своем развитии. Причем это касается как практической части, так и философской.
Нельзя подходить ко всем с одной и той же меркой — ибо все очень по-разному срежиссированы в своем творчестве и в своей эмоциональной составляющей.
В свое время, когда я понял эту простую вещь, я, фактически, перестал писать какую либо критику на фотосайтах. Жалко собственного времени и сил на бесполезные действия. Иногда я пишу слово «нра» — этого вполне достаточно. На что-то более существенное я способен только по заказу — то есть, когда человек-мазохист этого прямо просит.
Могу написать о среднестатистической обстановке на фотосайтах. При всем разнообразии фотографов и моделей, есть некоторые принципы, которые подходят подавляющему большинству. (Сразу оговорюсь, конечно есть и исключения).
- Негативная критика в публичных местах (в основном на фотосайтах), исходящая от незнакомых людей, никому не нужна. Это только всех раздражает.
- Отсюда следует, что между людьми, знающими друг друга, пусть даже виртуально, зачастую наоборот происходят очень интересные дискуссии под фото. Необходимым условием качества такой дискуссии является взаимоуважение к творчеству и мнению оппонента и количество образования с обеих сторон. В любом другом случае — ничего не получится. Будет только всех раздражать.
- Зачастую критика нужнее тому, кто ее пишет. Это процесс, который тренирует мышление, восприятие и позволяет сконцентрировать свои мысли в понятную и адекватную форму. Если вы будете делать это про себя — это не будет никого раздражать.
- Самое сложное при прочтении комментариев к своим фотографиям не реагировать на беспросветную глупость, которую иногда пишут люди. Хотя и раздражает безумно.Так вот — реагировать нельзя.Во-первых, глупости пишут глупцы (логично, да?), — вы все равно им ничего не докажете.Во-вторых, ваша реакция послужит комментатору катализатором к дальнейшим действиям. Это будет как открытая крышка бачка с мусором для американского енота. После этого сей енот очень долго от вас не отстанет и разорит все ваши выставленные бачки под чистую.В-третьих, полное игнорирование енота раздражает. А раздраженный енот — это приятно. Еще приятней — мертвый енот — но тут уж...
- Никогда не пишите критику моделям. Это их раздражает. Без объяснений — просто раздражает и все.
- НИКОГДА НИЧЕГО не пишите людям, которые пользуются смс-голосованием. Это будет раздражать этих юзеров, они перестанут отправлять смс, что в свою очередь будет раздражать владельцев фотосайтов и они наконец уберут эту раздражающую всех нормальных людей услугу.И будут зарабатывать на том, на чем им положено зарабатывать — развивать качественный контент, тем самым привлекая пользователей и рекламодателей...
В заключение хочу сказать, что я не пытаюсь выставить себя тут ангелом в белоснежных одеждах. Я все эти этапы сам проходил (правда довольно быстро). В свое время...
Я писал много "!!!" комментариев под никакими фотографиями — оправдаюсь — очень быстро прошло это у меня.
Я писал очень много комментариев с глупостями — тоже прошло, но чуть помедленнее.
Я даже пользовался смс-голосованием — за этот грех мне, боюсь, гореть в аду — меня будут поджаривать в кипящем масле еноты.
К счастью, все это я делал давно, и только лишь на одном сайте, который уже почти совсем исдох и там меня никто не найдет. Хотя надо все равно потереть на всякий случай все комменты — времени все жалко.
Так что никто не без греха — главное быстренько это проскочить и пойти дальше в своем развитии. Чего вам и желаю.
Все на этом.
ЗЫ: шикарнейшая ссылка по теме: http://eiri.livejournal.com/344944.html
Источник: http://fortune.35photo.ru/journal/2431.html
Спасибо!!! Полезная статья!!!
Ты знала!!!
Автор верно рассуждает, особенно понравилось сравнение с бойцовским петухом.
из моего опыта - вариантов еще больше :-)) все повторяется из сайта в сайт - некие группы лиц циркулируют по сайтам и организуют троллинг, критика еще ладно - но те, кому зачастую говорят - горизонт завален или тут лучше кадрировать по другому, как часто прислушиваются к этим советам? :-)) почему то считается что фотография как есть со всеми недостатками, отсутствием идеи и попросту не несущие в себе ничего являются образчиками «чистой " фотографии, чем те, которые уже подверглись обработке….
Я думаю как с той, так и с другой стороны преобладают как минимум черты характера, чем знания, опыт и мастерство :-))
А я уже знаю кто здесь будет вести кружок «Никакого фотошопа» :))
записываемся? :-)) привет!
Обязательно! Организуем питерскую ячейку..
Взносы будем сенсею посылать - для совершенствования рентгеновского аппарата.
будем давить из себя по капле….
Как самый злостный еретик - отдам две :))
ну может оно апологету не нашему мозга прибавит…. хотя вряд ли…