Рекомендации по съемке пейзажа
Рекомендации по съемке пейзажа
Перед съемкой проверьте настройки камеры, зарядку аккумулятора и место на картах памяти. Оптимально снимать в RAW, установив настройку баланса белого на авто, затем вы подберете нужный баланс в конверторе. С помощью разных настроек баланса белого вы можете обеспечить более привлекательную цветопередачу.
Часто забывается установка низкого значения светочувствительности после вечерней или домашней съемки. Снимать пейзаж нужно на самой минимальной светочувствительности. Даже незначительное ее повышение способно испортить впечатление от картинки. Шумы и пейзаж несовместимы, если только это не входит в ваш замысел. Шумы в тенях (и при съемке на закате) при плохих погодных условиях будут портить картинку.
Очень длинные выдержки при съемке на «цифру» нежелательны – матрица греется, детализация снижается. Вам поможет прочный штатив, который обеспечит хорошую микрорезкость. Обязательно отключите стабилизатор в объективе при установке на штатив. Старайтесь не выдвигать центральную штангу, чтобы не делать конструкцию неустойчивой. В качестве опоры для ног штатива используйте камни.
Для съемки пейзажа штатив полезен всегда, даже если выдержки достаточно короткие. Польза от стабилизатора (оптическая или стабилизированная матрица), конечно, есть, но не для пейзажной фотографии: стабилизатор и штатив – это разные вещи. Лучше отказаться от стабилизации в пользу штатива.
Съемка без штатива немного отличается от съемки со штативом, и дело даже не в том, что вы получаете хорошую резкость. Без штатива вы снимаете быстро, по ходу фиксируя все, что видит глаз. Со штативом вы лучше скомпонуете кадр, возможно, найдете более удачное решение.
Если нет штатива, исключите «шевеленку» другими способами, в порядке предпочтения: закрепите камеру, обоприте ее, раскройте диафрагму, увеличьте светочувствительность.
Вечером и в пасмурную погоду света недостаточно – старайтесь не снимать на максимальном зуме, особенно если у вас не светосильная оптика. Скорее всего, вы получите смазанный, «невнятный кадр». Также, если ваш объектив откровенно «мылит» на максимальном зуме, не снимайте на таком приближении. Постройте кадр более широко.
Съемка в пасмурную погоду
Старайтесь не гнаться за сильно удаленными объектами. Если расстояние до объекта очень большое, воздушные массы приведут к тому, что объект получится недостаточно резким. При съемке на том же фокусном расстоянии, то есть с тем же оптическим приближением, более близкие объекты получатся лучше. Для съемки сильно удаленных объектов желательно использовать качественные, более дорогие телеобъективы.
Сам по себе пейзаж должен быть интересным, с объектами, невольно притягивающими взгляд. Очень качественное с технической точки зрения изображение малопривлекательного сюжета вряд ли будет интересным, а удачная композиция, красивое освещение всегда привлекают.
Если пейзаж в видоискателе или на ЖК-экране вам не нравится, измените точку съемки, подберите более интересный ракурс – с уровня земли или более высокой точки (возвышенности, холма, горки, моста, какого-либо сооружения, дерева, автомобиля). Вы можете использовать монопод, растянутый на всю длину: закрепите камеру, установите таймер и, удерживая монопод за нижнюю секцию, немного его наклоните при съемке. Чтобы получить разные снимки, установите режим серийной съемки. Здесь важна короткая выдержка, так как вероятность «шевеленки» повышается.
Бывает так, что небо «скучное» – безоблачное или равномерно затянутое однотонными «плоскими» облаками. В таком случае старайтесь оставить в кадре как можно меньше неба и больше уделить внимание всему остальному. Можете оставить узкую полоску неба или вообще построить кадр так, чтобы в нем остались лишь море, горы, лес, озеро и т. д. Если небо равномерное и недостаточно «фотогеничное», сосредоточьтесь на нижней половине пейзажа
Если на небе появились облака, особенно в ветреную погоду, дождитесь, когда «приплывут» более интересные по форме облака, которые украсят ваш пейзаж. Сделайте серию снимков с разными по форме облаками. Облака всегда украшают пейзаж Экспозицию выставляйте всегда точно, не получается сразу – не спешите, сделайте несколько кадров, подберите нужную экспозицию, ориентируясь по гистограмме, воспользуйтесь функцией брекетинга. Пересветы недопустимы, как и недоэкспонированный кадр.
Если большую часть площади кадра занимает небо, светлая водная поверхность, снег, света в кадре окажется больше.
Отдельные участки пейзажа освещены по-разному, соответственно, яркость будет разной. Если установить усредненную экспозицию, она может оказаться большой для одних участков и малой для других. В этом случае на помощь придет градиентный светофильтр. Он может вместе с небом затемнить и вертикальные объекты (например, деревья), которые попадут в темную часть фильтра.
Старайтесь максимально точно проэкспонировать главный объект, то есть самую важную сюжетную часть снимка.
Чтобы лучше проработать детали в теневых участках пейзажа, нужно несколько увеличить экспозицию, а чтобы сделать силуэтный снимок на фоне заката, показать фактуру снега, установите экспозицию по светам. Снимая силуэтные фотографии, постарайтесь выстроить максимально простую лаконичную композицию. Основной объект будет главным в кадре, при этом ничего лишнего в кадре быть не должно. Для усиления эффекта вы можете использовать фильтры разных оттенков.
При съемке лесного пейзажа, у которого дальний план в тени, а также пейзажа, освещенного контровым светом, выставляйте экспозицию по теням.
В зависимости от экспозиции меняется контраст изображения. Используя светофильтр, учитывайте его кратность и увеличивайте экспозицию соответственно.
Пейзажи, в который главный объект – вода (водопад, фонтан, морской прибой) вы можете снять с более длинной выдержкой, что даст возможность передать движение воды. При этом пасмурная погода здесь даже предпочтительна. Уровень освещенности в пасмурный день ниже, и вам будет проще использовать длинные выдержки, не боясь передержек. В яркий солнечный день понадобится специальный нейтральный или затеняющий фильтр для ослабления света. Нейтральный фильтр обозначается буквами ND – Neutral Density (фильтр нейтральной плотности). Он не привносит цветовых оттенков в фотографию, а только затеняет ее. Плотность нейтральных фильтров зависит от того, какое количество света они пропускают.
Короткая выдержка «заморозит» движение воды. Чтобы передать движение воды, установите выдержку от 1/15 до 1/60 с. Длительность зависит от скорости движения воды и расстояния до точки съемки.
Увеличив выдержку, вы придадите кадру динамику, пластику, объем. Длинная выдержка позволит смягчить воду, «размыть» облака. В данном случае не обойтись без хорошего штатива.
Желательно снимать пейзаж не в полдень. Утро – наиболее благоприятное для этого время дня. Если вы рассчитываете снимать красивые пейзажи, приучите себя вставать очень рано.
Вечером вы также можете сделать более удачные кадры в плане освещения, цвета, игры света и тени. Теплые, насыщенные и яркие цвета вы можете получить, снимая на закате.
Днем свет очень жесткий, тени получаются резкими и слишком темными, контраст между небом и землей велик, небо часто бывает «проваленным», особенно если у матрицы узкий динамический диапазон. При съемке в такое время постарайтесь подобрать наиболее выигрышные для жесткого освещения сцены. Если освещение неудачно для выбранного вами сюжета, не «зацикливайтесь» на нем. В таком свете лучше будут смотреться яркие и красочные объекты: пейзажи, цветы, поля. Хорошо смотрятся отдельные объекты на фоне открытого пространства: одинокое дерево, скала, мост и т. п. Вы можете снять фрагменты и даже абстрактные сюжеты. Дневной интенсивный свет позволяет прекрасно передать фактуру, особенно удачно получаются старые здания.
Съемку в период с девяти утра до четырех часов дня лучше проводить в тенистых местах: вы можете передать игру света, проходящего через кроны деревьев. Здесь главное, чтобы снимок не оказался слишком пестрым и контрастным. Используя различную оптику, вы можете выделить телеобъективом отдельные листья на фоне контрового света или на фоне неба, а с помощью широкоугольного объектива «поиграть» с перспективой, снимая с разных ракурсов.
Прогуливаясь в поисках удачного кадра, не спешите. Нащелкать десяток/сотню/тысячу кадров – не проблема с использованием цифровой техники. Нужно стремиться выбрать самый удачный кадр еще до нажатия кнопки спуска. Так вы не только сэкономите место на карте памяти, жестком диске, ресурсе затвора, но и научитесь находить самые интересные кадры. Разумеется, стоимость хранения одного цифрового кадра неуклонно снижается. Здесь важен другой момент – сделав серию беспорядочных снимков, фотограф может так и не увидеть наиболее интересный и самый оригинальный кадр. Никакой гарантии, что в этой серии случайно попадется именно «тот самый», лучший снимок. Не перекладывайте умение видеть кадр, задачу фотохудожника выделить лучший сюжет на цифровую технику. Представьте, что у вас пленочная камера. Один очень увлеченный и талантливый фотохудожник сознательно берет с собой карточку предельно малого объема, которой хватает лишь на несколько кадров. Часами, а иногда днями он выбирает самый лучший кадр, прогуливаясь с камерой в руках. Для него сделать один-два кадра в день – большая удача.
Итак, как научиться видеть красивые кадры?
Красивый пейзаж строится на том, что сюжет объединяет в кадре все и подчиняет окружение общей идее – авторской мысли, создавая у зрителя определенное настроение, эмоции, выводы.
На что обратить внимание при выборе сюжета? Здесь могут быть разные варианты.
Первое – форма объектов. Из всего их многообразия старайтесь подобрать объекты, которые имеют более выразительную и оригинальную форму, хорошо, когда она заметно выделяется, а не теряется на фоне всего остального. Скажем, множество мелких и красивых деревьев в кадре наверняка потеряется. Глазу не за что будет зацепиться. А вот три таких дерева, выделенных телеобъективом или широкоугольным объективом с близкого расстояния, будут смотреться лучше, чем равномерное и узорчатое их распределение по кадру. Группа мелких скал или одна массивная скала? Конечно, второе сразу станет сюжетным центром в кадре. Форма объекта – сюжетный центр
Простор, широкое открытое пространство также может стать основой композиции.
Если в окне видоискателя нет ничего интересного, но есть простор, скомпонуйте кадр на три равномерные или две неравномерные части, например, небо и море. Более выразительное пространство должно занимать большую часть кадра. Кадр, разделенный на три части
Неплохо к этой «равномерности» добавить хоть что-то, что придаст кадру небольшую динамику: руины, камни, коряги, куст, животное, отдельное облако и т. д.
Добавив в «пустую» композицию какой-либо объект, вы улучшите кадр
Основой композиции может послужить красивый передний план. Он должен быть удачно заполнен. Это знают многие, однако на снимках часто некрасиво и небрежно «срезаны» растения, они выглядят, словно повисшие в воздухе. Постарайтесь гармонично заполнить передний план
В кадре может не быть ничего интересного, но снимок получится очень удачным, если основой композиции послужит красивое освещение. Игра света, выразительная освещенность – основа удачного пейзажа.
Удачно найденное световое решение – основа успеха
Направление света оказывает влияние на атмосферу снимка. Боковой свет хорошо подходит для съемки пейзажа. При съемке широкоугольным объективом постарайтесь не допустить появления бликов и отражений – попадание в объектив прямых солнечных лучей, из-за которых снимки, сделанные в контровом свете, часто выглядят блеклыми и слабо контрастными, абсолютно нежелательно. Блики могут образоваться, даже если источник света не попал в кадр.
Избежать появления подобных «неприятностей» позволит бленда. Также вы можете прикрыть объектив сверху рукой, журналом, газетой и т. д. или расположиться для съемки в тени. Обязательно нужно постараться, чтобы передняя линза объектива содержалась в чистоте.
Снимая против солнца, дождитесь, когда солнце спрячется за облако, – тогда его свет будет менее ярким. Если поймать такой момент трудно, используйте брекетинг. Так как при съемке против солнца фотография получается высококонтрастной, вы можете сделать силуэтные снимки. Особенно это проявляется, когда на небе нет ни единого облака. Расположитесь так, чтобы солнце находилось сбоку от вас или за вашей спиной.
Окажется полезным циркулярный поляризационный фильтр, с которым корректно будет работать экспозамер и автофокус цифровой камеры. «Полярик» позволит лучше передать небо, облака, в целом снимок окажется более контрастным. Лучи солнца поляризуются лучше, если солнце расположено под прямым углом к объективу.
Общее освещение объекта рассеянным светом позволяет проработать детали в тенях.
Отраженный от облаков свет в солнечную погоду смягчает контрасты жесткого солнечного света, облака делают освещение более благоприятным. В этом случае можно уменьшить экспозицию по сравнению со съемкой при безоблачном небе.
В некоторых ситуациях солнечный свет, отраженный от земной поверхности, может дать особые эффекты освещения снизу. В пейзаже таким источником освещения чаще всего бывает свет, отраженный от поверхности льда, водных или снежных поверхностей, при встречном положении солнца.
Иногда центром притяжения внимания может быть какая-нибудь «мелочь» – лужа, пень, якорь, лодка и т. д.
Один и тот же снимок, снятый стандартным, широкоугольным или телеобъективом, может выглядеть совершенно по-разному. Попробуйте «поиграть» с композицией, часто идут на пользу перспективные искажения.
Снимки, сделанные в светлую, но пасмурную погоду, имеют свою привлекательность. Они позволяют добиться более богатых полутонов. Если солнце спряталось за облака, это еще не повод прятать камеру
Ясная солнечная погода особенно хороша для осенних и зимних пейзажей. Осенью цвета получаются яркими, теплыми, богатая цветовая палитра живописно подчеркивает объем. Ваша задача – снять в такое время суток, когда краски наиболее выразительны, а пейзаж – самый нарядный. Стоит немного опоздать со временем съемки – и вид будет уже не такой интересный. Осенью очень выигрышно смотрятся такие детали, как опавшие листья, а также листья, которые налипли на поросшие мхом камни.
Постарайтесь не только правильно выбрать задний план, но и обеспечить точную экспозицию. Возможно, потребуется внести компенсацию экспозиции, чтобы хорошо передать яркую листву. Темный задний план подчеркнет красоту осени, яркий цвет листьев. Если контраст между листьями и задним планом очень высок, автоматика камеры может ошибиться. Понадобится компенсация экспозиции или автобрекетинг.
Если небо слишком яркое, используйте градиентный фильтр, можете поэкспериментировать с окрашенными градиентами красного или оранжевого цвета. Красный фильтр также удачен при съемке пейзажа ближе к вечеру, когда лучи заходящего солнца приобретают красноватые оттенки. Цветоусиливающие фильтры можно применять в паре с поляризационным фильтром.
При съемке «золотой» осени будет полезным поляризационный фильтр. При компенсации экспозиции для усиления цвета листвы небо получается ярче и менее контрастное, чем на самом деле. Это исправляется с помощью поляризационного фильтра.
Вращая фильтр, добейтесь красивого насыщенного цвета неба. Фильтр максимально эффективен, когда свет падает под углом 90° к камере.
Осенние пейзажи очень красивы
При использовании поляризационного фильтра количество света, падающего на матрицу, уменьшается, а выдержка, соответственно, увеличивается. Чтобы не получить смазанный кадр, используйте штатив.
Эффектно выглядят пейзажи, снятые в туман, дождь, радугу, съемка «пограничного» состояния природы привлекает взгляд, создает необыкновенное настроение. С помощью различных светофильтров вы можете усилить эффект.
Если вместо голубого неба и ясного солнышка вы оказались в тумане, не стоит расстраиваться – это прекрасная возможность снять пейзаж. При съемке туманных сцен резкость важна не всегда – все зависит от вашего видения сюжета. При использовании зум-объектива с увеличением оптического приближения глубина резкости будет уменьшаться. Для увеличения резкости придется сильно закрыть диафрагму.
Туман не мешает фотографировать
Чтобы туман получился белым, внесите экспокоррекцию. Если на снимке присутствуют четкие и различимые объекты (например, дерево), они станут главными в кадре.
Всегда рассчитывайте свое время, чтобы вовремя вернуться обратно и случайно не оказаться в темноте. Поздней осенью и зимой темнеет очень быстро, вы рискуете оказаться ночью в горах или в лесу – не самое приятное времяпрепровождение.
Использование оптики накладывает отпечаток на характер и стиль съемки. Какой объектив использовать? Сложный вопрос. Вроде бы, ответ лежит на поверхности: самый широкоугольный, – но не всегда это лучшее решение. Итак, на что способен широкоугольник в пейзажной съемке? С его помощью вы можете передать глубину пространства. Широкоугольный объектив позволит подойти близко к объекту и заполнить им кадр. Однако сверхширокоугольный объектив все же более интересен для интерьерной съемки, чем для пейзажа. Здесь лучше использовать простой широкоугольник.
Длиннофокусный объектив также востребован – он дает фотографу необычное решение, порой даже более интересное, чем широкоугольный. Хотя каждому свое, главное – найти лучшее решение кадра, по-своему передать природу на снимке. Не старайтесь слепо копировать работы других фотографов, пусть даже «шедевры», ваш взгляд, ваше видение и индивидуальный подход намного ценнее.
Длиннофокусный объектив выхватывает самое интересное, самый существенный фрагмент из окружения, позволяет расставить необходимые акценты.
Чтобы придать композиции лаконичность, достаточно включить в кадр несколько основных линий, которые создадут очень простой и легко воспринимаемый рисунок. Когда в основе композиции лежит один объект, составляющий смысловой и зрительный центр изображения, кадр становится привлекательным.
Общий план допускает множество разных объектов, но отдельные фрагменты должны быть посвящены одному из них. В кадре, особенно при оптическом приближении, должно быть минимальное число объектов.
Используйте выигрышный свет, естественную подсветку, тени – часто они получаются более глубокими и выразительными, чем в реальности, добавляя в кадр динамику. Экспозицию при этом выставляйте по светам. Используйте блики на воде, сверкание золотого купола церкви, подсвеченные контровым светом деревья, листья, силуэты. Используйте тени
При съемке в контровом свете фотографу помогает высокое расположение солнца.
Если вы располагаете временем, иногда стоит немного подождать, чтобы включить в кадр движущийся объект, придать снимку динамику. Например, будет совсем неплохо, если вы поймаете в кадр железнодорожный состав вдалеке или автомобиль на пустынной автодороге.
Подытоживая, можно сказать, что при пейзажной съемке важна не только грамотная техническая составляющая работы, но и удачный подбор объекта и фона, построение гармоничной композиции, свет, общее освещение, а также место и время. Внезапный дождь не должен портить вам настроение – будьте готовы к тому, что после него может появиться радуга .
Дождь не должен испортить вам настроение
И наконец, пейзаж необязательно должен быть безлюдным, на его фоне может разворачиваться какое-то действие. Присутствие людей, животных оживляет пейзаж, делает его более эмоциональным, выразительным.
Не забывайте делать дубли – не всегда единственный кадр оказывается удачным. Нередко пара дублей позволяет по-разному зафиксировать состояние природы, освещение.
Научитесь смотреть вокруг не взглядом вечно спешащего неизвестно куда современного человека, а взглядом из Вечности – так, будто ваш снимок будет жить всегда.
Хорошая, глубокая статья. Возможно, стоило ее разбить на 2-ве и иллюстрировать для лучшего понимания.
Спасибо Александр!!! в будущих статьях учту…
Отлично всё расписано! Спасибо! … и да, иллюстрации всегда улучшают восприятие !!!
И вам спасибо Алексей! за ваше мнение.
Всегда пожалуйста! И со мной можно на «ты» ;-)
Хорошо.!))
Полезная статья !
Спасибо, Дмитрий !
Спасибо Олег!
Очень хорошо и подробно все написано!Спасибо!
Спасибо Татьяна!
Спасибо за статью!
Спасибо Вам за отзыв Юрий!
Очень полезная информация, буду учиться