Томми Ингберг "Вдохновение должно идти изнутри"
Строго говоря, Томми Ингберга нельзя назвать фотографом: то, что он создает, – это, скорее, сюрреалистические фотоколлажи, выполненные в духе Рене Магритта. Его картины (хочется называть их именно так, а не кадрами, снимками или фотографиями) вызывают странное чувство: они словно отключают рационалистическое восприятие, позволяя потоку сознания выталкивать на поверхность самые неожиданные мысли. Это и неудивительно, ведь в творческом процессе Томми важное место отводит именно работе подсознания.
– Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
– Фотография завораживала меня, сколько я себя помню. В возрасте лет 15 у меня появился первый настоящий фотоаппарат с двумя объективами, без автоматической фокусировки и экспозамера, так что, снимая им, я больше начал разбираться в технической стороне фотографии. С тех пор я почти постоянно фотографирую.
– Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
– Фотографии я никогда не учился, если не считать короткого курса в школе, а все свои знания приобрел с опытом. Когда я был подростком, появился Интернет, а через некоторое время – и цифровые фотоаппараты. Они были популярны, но дороговаты, что сильно повлияло на мое развитие. При наличии цифрового фотоаппарата дело движется куда быстрее: результаты и ошибки сразу же видишь на экранчике, можешь подкорректировать настройки, да и снимки можно обсудить сразу же, а не ждать, когда лаборатория проявит пленку.
Когда я начал снимать на цифру, обучение сразу пошло быстрее. Интернет – просто поразительный и неиссякаемый кладезь знаний, из сетевых уроков я многому научился как в фотографии, так и в обработке. Люди делились знаниями, и для меня это оказалось очень важным, так что этим летом я и сам планирую выложить на сайте свои обучающие материалы.
– Какой из жанров наиболее вам интересен?
– Ну, я занимаюсь фотомонтажом, так что, естественно, меня интересуют всевозможные различные манипуляции. Но я люблю фотографию всякого рода – портретную съемку, уличную, люблю фотографировать природу, да и все остальное; фотография как искусство очень разнообразна. Камера предоставляет безграничные возможности для творческого самовыражения. Хотя я увлекаюсь в основном монтажом, но и традиционных фотографий у меня много, как на цифре, так и на пленке. Для меня ключевым является воодушевление, которое я испытываю, понимая, что сделал отличный снимок; зачастую это происходит, когда перед объективом творится что-то неожиданное. Как бы вы ни продумывали кадр, все равно присутствует элемент случайности. Это мне и нравится в фотографии, и я также пытаюсь использовать неожиданные элементы и при монтаже.
– В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
– На этот вопрос нелегко ответить. Вдохновение может прийти внезапно, откуда угодно. Я много читаю, смотрю много фильмов, черпая его там. Еще один источник вдохновения – это музыка: я постоянно ее слушаю и не представляю себе свою жизнь без нее. Спонтанно вдохновение может прийти вообще откуда угодно – из книги, фильма, песни, какого-то предмета, – но если рассматривать его шире, то полагаю, что больше всего мне нужно вдохновение из моей жизни, опыта, чтобы было что сказать; нечто такое, что идет изнутри, иначе, как мне кажется, нет особого смысла творить. Это все равно что пересказывать чужую историю, делать бессмысленные, пустые картинки.
– Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
– Ну, я не чувствую себя вправе давать кому-либо советы, я сам как художник только начинаю развиваться, но если я что и понял (и остальным советую задуматься об этом), так это то, что жизнь нам дается всего один раз, так что надо как можно больше времени уделять тому, что любишь. На то, чтобы учиться, развиваться, стать хорошим специалистом, иногда требуется много времени, но если вы любите свое дело, тогда оно того стоит. Анри Картье-Брессон как-то сказал: «Ваши первые 10 000 снимков – самые плохие». Я стараюсь об этом не забывать.
– Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
– Не знаю, есть ли какие-то особенности характера, которые позволяют лучше фотографировать, но я заметил, что очень важны опыт и планирование. На съемке многое может пойти не так, так что надо все учесть. Пошел дождь? Запланируйте возможность перенести съемку в студию! Какое-то оборудование вышло из строя? Носите запасное! И так далее.
Съемка может идти напряженно, а учитывать нужно многое, например, какие настройки выставить, как объяснить модели, что от нее требуется, как скомпоновать кадр, как поставить свет и так далее. Ошибку допустить легко: сконцентрируешься на одном – забудешь о чем-то другом. Тут очень выручает опыт.
– Поделитесь самым ярким воспоминанием о работе.
– Работа над созданием изображений – моя страсть; любая минута, посвященная этому, для меня ценна, выбрать что-то конкретное трудно. Осенью я смогу больше времени посвящать творчеству, для меня это важное событие, поскольку оно означает, что я больше буду заниматься тем, что люблю. Еще вспоминается момент, когда мне в прошлом году вручили премию Lumen Prize. Получить подобное признание своего труда – очень здорово.
– Оборудование – камеры, объективы – каких производителей вы используете?
– Я работаю с Canon 7D, иногда с 5D, обычно с объективами серии L 24–70 или 70–200 mm, использую вспышки Elinchrom. Технические аспекты меня не сильно интересуют, это сочетание Canon и Elinchrom мне прекрасно подходит. Я стараюсь покупать лишь то, что действительно необходимо и что сможет сделать мои снимки лучше. Мне кажется, что сейчас вообще слишком много внимания стало уделяться вопросам оборудования, а мне не нравится общество потребления, когда все стремятся приобрести последнюю модель телефона/фотоаппарата/компьютера, хотя то, что уже есть, работает прекрасно.
– Ваше искусство в основном компьютерное. Чем вас привлекает этот жанр?
– Фотомонтаж освобождает от ограничений, накладываемых фотоаппаратом и фотографируемой реальностью. Это позволяет свободно создавать такие изображения, какие хочется. Я фотографировал много лет, и мне всегда как будто чего-то не хватало, чего-то недоставало в картинке, с помощью одного лишь фотоаппарата мне не удавалось рассказать то, что хотелось. Года четыре назад я сделал серию уличных фотографий и обработал их: выборочно обрезал, размыл, наложил текстуру. В процессе обработки я перешел границу привычного, и мне удалось рассказать связную историю. Результат меня вдохновил, я начал экспериментировать с чистым фотомонтажом, и только тогда, когда я позволил отснятому материалу расти, все начало складываться как мозаика и я смог дальше совершенствовать свой стиль. Это было так здорово – найти, наконец, свой способ самовыражения.
– Откуда вы берете идеи для таких необычных сюжетов?
– У меня есть ряд мыслей о том, что я хочу рассказать, как это должно выглядеть и какие ощущения рождать, хотя сам творческий процесс подобен потоку, это очень сложно описать. Я считаю, что вдохновение и хорошие идеи не приходят просто так, каким-то волшебным образом. В моем случае это большой труд. Я каждую неделю стараюсь пару раз остаться наедине с собой, посидеть час-другой с блокнотом, набросать идеи. Обычно никаких осязаемых результатов эти зарисовки не дают, но во время подобной фокусировки на работе иногда в голове зарождаются идеи. Когда я возвращаюсь после такой сессии к повседневной жизни, кажется, что подсознание продолжает работать, и через пару дней зародившаяся идея обретает уже конкретную форму. Этот способ хорош для решения различных задач, не только творческих. Иногда интересные идеи приходят, когда я бросаю думать о трудной задаче, оставляя ее подсознанию.
– Насколько важен Photoshop в вашей работе?
– Я произвожу в нем монтаж, так что он очень важен. Это восхитительная программа с бесконечными возможностями, но я всегда был сторонником идеи, что как можно больше нужно делать в процессе съемки. Лучше иметь тщательно спланированные и качественные фотографии, чем слишком много исправлять и дорабатывать в программее. Я считаю, что оригинальный снимок всегда качественнее и лучше выглядит, чем обработанный. Когда съемка удается хорошо, я, по сути, могу просто распечатать фотографии, вырезать ножницами нужные части, разложить на чистом листе бумаги и все. Конечно, в реальности это неосуществимо, но служит мне хорошей точкой отсчета во время планирования съемки составных частей для моих изображений.
– Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
– Ну, это не совсем фотография и не совсем сюрреализм, но за отсутствием лучшей терминологии я бы сказал, что занимаюсь фотографией с цифровой обработкой, делая минималистический и сюрреалистический фотомонтаж, который анализирует и раскрывает природу человека, его чувства и мысли.
– Ваши работы наводят на философские мысли, смотреть на них можно очень долго. Какие чувства вы стремитесь передать зрителю?
– Спасибо! Я работаю с большим спектром эмоций и базовыми вопросами, которые задают себе люди, склонные к самоанализу. Почти всегда я имею в виду конкретные чувства или мысли, но стараюсь выражать их не грубо и прямолинейно; наоборот, создаю атмосферу спокойствия, а эмоции и комментарии идут мягким фоном.
Неоднозначные снимки, разжигающие интерес зрителя, на мой взгляд, эффективнее. Знаю, что это избитая фраза, но я стараюсь своими изображениями задавать вопросы, а не отвечать на них. И мне очень интересно, когда различные люди интерпретируют мои работы, даже если я не могу согласиться с их выводами. Я считаю, что это и есть одна из главных характеристик сюрреализма – он заставляет зрителя думать.