Фотовспышка - меняем батарейки на аккумуляторы
В последнее время мой график работы стабилизировался на уровне нескольких фотосессий в неделю. Все съемки я провожу с фирменной фотовспышкой Nikon Speedlight SB-910. В качестве элементов питания для нее используются четыре батарейки АА. Нового комплекта батареек хватает для съемки максимум двух фотосессий или на 300 кадров.
Однажды, (несколько лет назад) посчитав затраты на батарейки, я задумался о переходе на другой тип питающих элементов – перезаряжаемых аккумуляторов. Однако тогда перейти на них мне помешали их низкие на тот момент эксплуатационные качества:
·недостаточная емкость;
·длительная зарядка;
·низкое напряжение;
·малый срок службы;
·высокая цена.
Вопрос по аккумуляторам был снят с повестки дня чуть ли не навсегда в пользу батареек. А зря — после общения с представителями компании GPи получения более подробной информации об их продукции, решение всё же было принято. С тех пор в фотовспышке у меня установлены аккумуляторы GP. В этой статье я расскажу вам о том, как они работают. Но вывод я могу сделать уже сейчас: с точки зрения цены и удобства в эксплуатации при интенсивных съемках применение пальчиковых аккумуляторов самый оптимальный вариант.
Предрассудки
В последние годы Ni-MHаккумуляторы значительно усовершенствовались и практически сравнялись с обычными пальчиковыми батарейками по качеству. Сейчас мы рассмотрим все вышеперечисленные пункты, и по каждому из них я выскажу свое субъективное мнение, основанное как на информации взятой с ресурсов официальных производителей, так и на личном опыте их применения.
Но сначала о типах батареек и аккумуляторов. Я в фотовспышке экспериментировал с тремя типами батареек: GP Super Alcaline, Duracell Turbo и просто Duracell. Иногда использовал и Energizer, но настолько редко, что никакого впечатления от их применения в голове не отложилось. По моим ощущениям, все батарейки одной ценовой категории приблизительно одинаковы. Аккумуляторы, которые я сейчас применяю — GP NiMH 2700 Series. В настоящий момент это самая мощная модель пальчиковых аккумуляторов типоразмера АА.
Субъективное мнение
Duracell Turbo и Duracell. Оба типа этих элементов питания позволяют сделать примерно равное количество «вспышек». Но у «турбо» активная работа продолжается несколько меньше. Что подразумевается мной под термином «активная работа». Это то время работы батареек, когда фотовспышка пусть и медленно, но заряжается. А вот когда она начинает заряжаться «очень медленно» или не заряжается совсем, приходиться менять батарейки на новые. Причем «старые» еще долго могут работать в фонариках и часах.
Комбинация двух Турбо и двух обычных Дюрасел принесла неожиданный результат. Время работы вспышки практически не изменилось, но перезаряжаться она стала значительно быстрее – это положительный момент. Хотя производитель и не рекомендует использовать в одном комплекте разные батарейки. А вот если в комплекте оказывался один подсевший элемент питания, то разрядка происходила после первой же фотосессии. Что касается GPSuper, то вспышка с ними перезаряжается заметно быстрее, но время их активной работы меньше.
Разница во времени работы аккумуляторов и пальчиковых батареек оказалась несущественной, но аккумуляторы работают подольше. Процесс перезарядки вспышки с GP NiMH 2700 Series протекает чуть медленнее, чем со свежим комплектом батареек, но эта скорость стабильна и практически не падает. Батарейки после съемки холодные, аккумуляторы горячие. Связано это, скорее всего с разными химическими процессами, протекающими внутри них.
Объективные данные
Какие-то данные по емкости аккумуляторов и батареек мне удалось найти не сразу. Пришлось воспользоваться результатами тестирования в Ф-центре. Как выяснилось емкость и тех и других элементов питания можно считать практически одинаковой. У батареек это 2500-3000 mAh, у аккумуляторов, используемых мной 2500-2600 mAh.
Но у аккумуляторов, в отличие от батареек, при разряде внутреннее сопротивление остается неизменным, у батареек оно возрастает. Этим и объясняется неизменная скорость перезарядки фотовспышки при использовании АБ. Разница в напряжении (1,5 Vу батареек и 1,2 Vу аккумуляторов) после нескольких «вспышек» нивелируется и в дальнейшем никакого влияния на работу не оказывает.
Прочие недостатки аккумуляторов
Против применения аккумуляторов у нас осталось всего три пункта: время заряда, срок эксплуатации и цена.
Время заряда. Да, раньше зарядка аккумуляторов действительно происходила долго. И сейчас стандартный режим предусматривает полную зарядку в течение 16 часов. Но есть специальные зарядные устройства (я пользуюсь GP PowerBank H500), которые позволяют зарядить мой комплект из четырех аккумуляторов за 4-5 часов, а зарядка двух занимает около двух часов. В комплект «зарядника» входит также переходник, позволяющий пользоваться им в машине. Есть более дорогие и более скоростные «зарядники», которые позволяют зарядить аккумуляторы за 15 мнут. Таким образом, это уже и не недостаток вовсе.
Срок эксплуатации. По паспортным данным аккумуляторы GPдолжны оставаться работоспособными в течение 3 лет или 1000 полных циклов зарядки и разрядки. Здесь есть нюанс – циклы должны быть действительно «полными». То есть, если мы ставим на зарядку наполовину разряженный аккумулятор и делаем это достаточно часто, то он начинает терять свою емкость. Чтобы этого избежать и увеличить срок службы, аккумулятор необходимо периодически «тренировать» — производить его полную разрядку (в «ноль») и последующую зарядку. Только не делайте разрядку методом «КЗ», просто вставьте его в фонарик и пусть работает, пока лампочка совсем не погаснет.
У аккумуляторов, в отличие от батареек есть еще одна неприятная особенность. Они не предназначены для долгого удержания заряда. 2-3 дня и аккумулятор необходимо «подзаряжать». Правда, сейчас на рынке появились аккумуляторы ReCyko+, сохраняющие в течение года 85% своего заряда. Но их емкость пока недостаточна – всего 2050 mAh.
Продолжим. Не будем долго заморачиваться на подсчетах реального количества рабочих циклов, уменьшим их сразу вдвое, до 500, и начнем сравнивать цены.
Одна алкалиновая батарейка стоит 12-50 рублей. Аккумулятор GP150-250 рублей. Берем средние цены 20 за батарейку и 200 за аккумулятор. Разница на первый взгляд значительная. Но вспомним про циклы. Один аккумулятор мы можем использовать 500 раз, а за 500 батареек мы заплатим 10000 рублей. А во вспышке их четыре. Таким образом, в течение срока эксплуатации комплект аккумуляторных батареек поможет нам сэкономить около 40000 рублей. Впечатляет? А можем мы теперь себе позволить два комплекта батарей и навороченный «зарядник»? Вопрос риторический.
P.S. При отрицательных температурах аккумуляторы NiMH чувствуют себя значительно лучше, батарейки.
Обзор подготовил фотограф Алексей Шехин
Любое использование и перепечатка материала
допускается только со ссылкой на сайт