Моё увлечение старой оптикой
Однажды, моя супруга как-то заявила: «Ну какой-же ты „тру“ фотограф, если у тебя нет даже „Гелиоса»“. Это и послужило стартом к моей внезапной тяге к старым, мануальным объективам. Я тут-же пошёл на барахолку и покопавшись в десятке запылённых объективов, выбрал свой первый экземпляр. На тот момент, я ещё не осознавал последствия своего мимолётного желания…
Это мой первый объектив, тот самый старый, добрый советский „Гелиос-44-2“, в своё время это был самый массовый объектив в мире (всего выпущено около 8 млн. штук). Приобрёл я его на барахолке всего за 400 рублей.
А это — первый кадр, сделанный на него:
Я по достоинству оценил получившееся изображение, после чего занялся поисками информации про другие модели „стёкол“, и вскоре наткнулся на широко разрекламированный объектив „Гелиос-40-2“, за который мне пришлось выложить 12 тысяч рублей, а всё за возможность воспроизвести его знаменитое „закрученное“ боке.
Моя объективная лихорадка продолжалась. Я целыми днями просиживал на интернет-аукционах, до раннего утра выискивая для себя подходящие экземпляры. Именно в сети я и познакомился с объективом „Pentacon 50“. Я даже не поинтересовался его характеристиками, вот просто решил купить и всё тут. И просили за него 2500 рублей.
В результате, моя киска стала знаменитостью…
Именно с Pentacon я впервые соприкоснулся с отличным качеством немецкой оптики, поэтому вполне логично, что я встал перед вопросом: „Ну что-же я за гуру такой, если у меня нет ничего из “цейсовского» стекла?!"
Вскоре я стал обладателем Carl Zeiss Pancolar за 5600 рубликов.
Затем мой арсенал пополнился другим чудом немецкой оптики — «Meyer Optik Trioplan». Редкий. Стоит 5500 рублей.
На этом снимке именно он, прикрученный к «Зениту»:
Этот агрегат позволяет получать умилительные кружочки в боке, но как это делать правильно, я ещё научусь, а пока, вот такой пробничек:
Meyer Optik я получал чуть ли не из-за границы, но всё равно, я смог приобрести у себя в Красноярске целый перечень хорошо зарекомендовавших объективов, и за копейки!
Например, полностью «убитый» прежним владельцем, «Гелиос-81Н», купленный за 1000 рублей. Просветление ободрано, стекло в царапинах, но зато как он фотографирует! Не зря он считался лучшим советским «полтинником»!
А это, почти новый «Таир-11А», на ходу, всего за 3700 рублей.
Ещё один кадр с него:
И ещё, правда уже с другого «Таира», снятого с фоторужья, как у прелестного Шарика из деревни Простоквашино. Тяжеленный блин! Полтора кило, поснимал я с ним, а потом всё-таки продал.
Здесь я сам с этим агрегатом:
А это кадр сделанный с помощью объектива «Зенитар», купленным за 500 рублей.
А теперь повернём свой взор в сторону японских стёкол. Японцы, как и немцы, создают отличные объективы.
Например, этот кадр я сделал с «Photax Super Paragon» (2200 рублей)
Ещё с него:
Эх, жалею что продал его…
Ну, и в качестве итога — пара кадров с «Гелиос-40-2».
Мне нравятся старые объективы за то, что они обладают своим характером, в них ощущается душа, как бы это пафосно не звучало. Может быть они не так резки или контрастны как современные модели, но зато они создают такие изображения, при просмотре которых хочется выразить свои ощущения, но не хватает слов…
Сам снимаю с огромным удовольствием на Зенит с Гелиосом) Так держать!
Почерпнул у вас еще не известные мне объективы, спасибо.
Спасибо за статью. У самого Зенит-11 лежит в запасе с объективом Гелиос 44-2М.
как всё знакомо это)) на продажу то есть что-нибудь?
Нет, у меня нет, хотя я встречал в некоторых фотомагазинах раритеты, советы поискать :-)
просиживаю на «молотке»
Насколько я понимаю, хорошим (красивым) бокэ всегда считалось то, где задний план красиво и плавно размыт. Тогда он создает настроение снимка, но не отвлекает от главного объекта на переднем плане. Наилучшими в этом плане являются объективы, построенные по оптической схеме «Зоннар» (Sonnar). Отечественные аналоги многим известны: Юпитеры 3, 8, 9, 11.
Лично мне не понятен и удивителен феномен тотального увлечения колечками в бокэ, то есть эффектом, обратным «правильному» размытию. Иногда колечки и «гайки» (от многих бюджетных объективов с 6 лепестками диафрагмы) бывают очень к месту и украшают какой-нибудь ночной городской снимок, но в большинстве случаев, особенно на портретах, они «персоны нон-грата».
Вот «Гелиос-81Н» отработал в портрете именно так, как надо.
Заинмаюсь видео и обажаю снимаю на старые обьективы! много интересной опитки есть, юпитер 6 - 49 года, гелиос 40-61, оберон 11, мир 20 и мир 24М, очень классная техника! картинка с них просто кайф