Оборудование фотостудии
Оборудование фотостудии
Во-первых, вам нужна зеркальная фотокамера. Многие компактные, псевдо-зеркальные фотоаппараты, а также камеры мобильных телефонов в «студийных» режимах работают некорректно. Это касается фокусировки, кадрирования, возможности работы в «ручном» (M) режиме, а также синхронизации со студийными вспышками и т.д.
Основное отличие фотосъёмки в фотостудии от фотосъёмки при естественном освещении, или в обыкновенном помещении в том, что в фотостудии мы имеем возможность создать такую световую картину, какая нам нужна, а не такую, какую предоставила нам природа. Скажем, в зимнее время в Санкт-Петербурге солнце не поднимается выше 6 градусов над горизонтом, а в фотостудии даже в Петербурге мы можем разместить осветитель на любой высоте, даже «в зените», создать любой оттенок света и т.д. Также, с помощью различных источников света, насадок и отражателей мы можем воссоздать в нашей фотостудии в Петербурге пасмурный день, яркий солнечный день, рассвет, сумерки и даже лунный свет.
Типы осветителей в фотостудии
Осветители в студии могут быть импульсными (вспышки) и постоянного света.
В качестве источников постоянного света применяются мощные галогеновые лампы, которые потребляют прорву электроэнергии и выделяют безумное количество тепла. Однако для фотосъёмки, при которой освещение нужно только на протяжении порядка 1/100 секунды, пока экспонируется кадр, остальное время горения лампы – бесполезный расход энергии и нагрев воздуха. Поэтому в фотостудиях, в отличие от киностудий, где свет нужен постоянно, используются импульсные источники света, освещающие предмет фотосъёмки только в момент экспонирования.
Импульсные источники света для фотостудии (студийные вспышки) как правило, состоят из двух ламп: импульсной, которая освещает предмет фотосъёмки и обычной галогеновой лампы «моделирующего» света небольшой мощности, который необходим для визуальной оценки светотеневого рисунка. Его мощности недостаточно для съёмки.
Импульсные источники студийного света по исполнению можно разделить на 2 типа: моноблоки и генераторные системы.
В моноблоке блок питания, управления, накопитель энергии, лампа-вспышка и моделирующая лампа выполнены в одном корпусе. Это самодостаточный прибор для фотостудии, который питается от сети.
В генераторной системе для фотостудии блок питания, управления и накопитель энергии для одного или нескольких источников размещены в одном корпусе, а сами студийные лампы в небольших корпусах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Главное удобство генераторных систем для фотостудии — это возможность в одном месте фотостудии управлять энергией (а иногда и другими параметрами) сразу нескольких источников, даже если они находятся в разных углах фотостудии или под потолком. Это удобно. Также генераторные системы для фотостудии имеют обычно более стабильную цветовую температуру и улучшенные другие характеристики (энергия, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Поэтому для фотостудии они обычно дороже моноблоков.
Органы управления (основные: энергия импульса и мощность пилота) могут немного отличаться в зависимости от производителя оборудования для фотостудий и модели прибора.
Основные параметры осветителей в фотостудии.
Энергия импульсных источников света для фотостудии измеряется в Джоулях (Дж.) Например 150Дж, 300Дж, 500Дж, 1000 Дж. Таким образом, освещение предмета съёмки импульсным источником энергией 500Дж на протяжении 1/1000с., по экспозиции эквивалентно освещению его постоянным источником света мощностью 50КВт(!) при выдержке 1/100с. Поэтому в фотостудии выгодно использовать импульсные источники освещения.
Профессиональное оборудование для фотостудии, которое можно купить в Санкт-Петербурге: Hensel, Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Prograph, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, Марко, Марко-ПРО, Prolinka, GuangBao, Falcon, RayLab.
Светоформирующие насадки для фотостудии.
Сам по себе ни один осветитель не может дать всего разнообразия возможностей, присущих фотостудии. На осветителях нужно использовать насадки, которые помещаются на пути света и служат для изменения характера светового потока. Какой же бывает этот характер в фотостудии? Основных типов два:
1. Жесткий свет (резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные светотеневые и иногда блики. (например: яркое солнце, луна, прожектор, любой источник света, размер которого очень мал по сравнению с расстоянием от него до объекта фотосъёмки)
Такой свет дают конические насадки, рефлекторы, в меньшей степени портретные тарелки.
2. Мягкий свет (рассеянный, бестеневой) — свет излучаемый большой поверхностью, расположенной относительно близко к предмету фотосъёмки. Такой свет равномерно и одинаково освещает объект, как бы «обволакивая» его светом. Из-за этого пропадают резкие тени и блики (например: свет из окна завешенного шторой, свет, отраженный от светлой стены, пасмурная облачная погода – свет, рассеянный облаками).
Такой свет дают зонты, софтбоксы, белые отражатели и т.п.
Отражатели в фотостудии.
В фотостудии существует и пассивное световое оборудование. Сами отражатели свет не излучают, а только отражают его, позволяя менять направление, характер и цветовую температуру. В фотостудии это обычно белая, золотая или серебристая ткань, надетая на каркас круглой или прямоугольной формы, или растянутая иным способом. Отдельно остановлюсь на чёрных отражателях. Чёрная ткань вроде бы ничего не отражает, но в случае большого количества рассеянного света позволяет создать тень там, где её без такого «отражателя тьмы» не было бы. Этим приёмом часто пользуются в фотостудии профессиональные фотографы.