Николай Никонов

Фотографии с привидениями начала двадцатого столетия

Искусство «мистической фотографии» стало зарождаться ещё в конце 19-го века, когда предприимчивый ювелирный делец из Бостона Уильям Мюмлер (William H. Mumler) прославился ещё и как фотограф-медиум, который с помощью фотоаппарата способен был запечатлеть давно умерших людей, вызывать их души. А до этого, предположения о том, что умерших людей можно увидеть на фотографиях гуляли в обществе много лет, но именно Мюллеру приписывается заслуга быть первым человеком, который извлёк из популярного суеверия коммерческую выгоду.

Спустя несколько лет, увлечение ювелира стала распространяться и на других фотографов. Некто Ричард Боуснелл и Эванс Стерлинг из британской столицы и братья из Шотландии Крейг и Джордж Фальконеры также стали создавать «правдоподобные» по тем временам фотопортреты с участием «душ» умерших людей. В частности, Фальконеры любили проецировать некие потусторонние сущности, парящие позади позирующих моделей, а также фотографировали «эктоплазмы», энергетические и нематериальные субстанции, которые медиум приглашает в этот мир для общения.

Эктоплазма в исполнении шотландцев представляла из себя зловещего вида облачные сгустки собирающиеся вокруг человеческого лица.

Тема ретро-инсценировок с потусторонней тематикой куак забавное и странное увлечение фотографов и общества тех лет стала предметом обсуждения блога «Запасник» («The Vault»), в создании которого помогли также сотрудники галереи Свон (Swann Auction Galleries), которые стряхнули пыль забвения с фотографий Фальконеров, Боуснелла, Стерлинга и их более поздних последователей, некоторые из которых планировалось продать в рамках аукциона «Взгляд нации: альбомы с фотографиями, моментальные снимки и предметы» («The Vernacular Eye: Photographic Albums, Snapshots & Objects»).

Эксперты галереи считают, что Фальконеры предлагали зрительской аудитории не только зрелища, но и возможность самостоятельно контролировать работу медиума в течении всего спиритического сеанса, а также посмотреть как проявляются фотографии.

Конечно, всё равно некоторые скептически настроенные граждане воспринимали фотографов-медиумов как шарлатанов. В 1931 году братьев арестовали и даже посадили за решётку, после того как два подставных полицейских в штатском, которые были приглашены на сеанс, уличили фотографов в подлоге и манипуляциях. Да и сам основоположинк «мистической» фотографии Уильям Мюмлер в конце концов попал под пристальное внимание представителей закона.

 

 

© Автор: Николай Никонов, www.photogeek.ru
+0.54
Оцените пост
Николай Никонов
@Nikonoid

Комментарии

Ваш комментарий