Силуэты Константина Кожева
Константин Кожев – известный питерский фотограф, кроме основного своего призвания увлекающийся кинооператорством, актёрством, а заодно находит время для преподавательской деятельности, обучая искусству фотоэкспозиции, раскадровки и прочим нюансам светописи в стенах СПбГУКиТ.
Свои таланты Константин совершенствует только в плёночной фотографии, не воспринимая цифру принципиально. Константин Кожев строит кадр таким образом, чтобы у него получилось почти как в кино, динамично и с душой. Автор старается выразить своё отношение к тому что происходит по-разному, буквально выворачивая наизнанку саму суть фотографии и вкладывая в изображение больше, чем видит зритель.
Вот некоторые принципы, озвученные Константином Кожевым:
- Я хочу чтобы мои фотографии воспринимались не в виде изображений, а как частица меня самого, чтобы зритель видел в них мой опыт, мои разочарования, голос, ощущения…
- Поскольку я предпочитаю работать с плёнкой, мне порой приходится выпрашивать её у своих коллег по преподавательскому ремеслу, любую, пусть даже если она советская и просроченная или китайская. Однажды мне дали такую плёнку, новую, но без упаковки. Я как обычно заряжаю катушку в фотоаппарат и начинаю работать, парочка кадров пейзажа, несколько портретов и т.д. Во время проявки плёнки я впал в ступор: на плёнке получилось двойное изображение. По-видимому, кто-то из студентов использовал эту плёнку до меня, какие-то светотеневые сюжеты, силуэты… Случайно, но мне в глаза бросилась фотогеничность наложения портрета моей подруги на силуэт Вольтера, а профиль Цицерона точно повторял линии теней на снежном покрове, и тут я подумал, а почему бы и не попробовать такое сознательно? Именно так я и стал реализовывать серию под названием «Силуэты».
- Главное отличие двойной экспозиции заключается в том, что несмотря на оригинальную и запоминающуюся форму, в ней не всегда можно рассмотреть и понять содержимое. Накладывая два изображения, невозможно представить во что это выльется и такая особенность не сильно меня устраивала. Для того, чтобы «выдрессировать» форму, мне понадобилось делать первый кадр более лаконичным, немногословным. Для этой роли прекрасно подходит силуэт, который имеет приятные и узнаваемые очертания, при этом стоит отметить и главное достоинство силуэта – следующий рисунок, особенно если он сложный и детализированный, прекрасно накладывается на силуэт. Силуэт превращается в визуальную «маску», в котором скрывается отдельная история.
- Работая с плёнкой, я учитываю следующие технические нюансы: экспозицию нужно выставлять по яркому фону, поэтому та часть плёнки, которая приняла на себя экспонирование фона, для повторного использования уже не годится, тогда как та часть, которая не была освещённой, то есть силуэт, остаётся почти нетронутой. Именно на этот фрагмент плёнки я и стараюсь накладывать другие изображения.
- Отсняв силуэты, я иду гулять по городу, с мыслью найти в окружающем фоне то, чтобы удачно соединить его в рамках силуэта. Эдакая форма в форме, в которой таится содержание…