Что такое sRAW?
Начиная с фотокамер Nikon D4s и Nikon D810, выпущенных в 2014 году, привычный фотографам выбор между RAW и JPEG дополнился возможностью снимать в некоем промежуточном формате, называемом sRAW (RAW Size Small, т.е. RAW малого размера). Сама идея sRAW не нова. Canon встраивает поддержку sRAW в свои камеры с 2008 года (начиная с Canon EOS 50D и Canon EOS 5D Mark II), а теперь и Nikon решил поразить покупателей экзотической опцией. Ведь не всякому же фотографу требуется сверхвысокое разрешение? Новый формат sRAW преподносится Никоном как замечательная возможность сэкономить дисковое пространство и при этом сохранить все преимущества съёмки в RAW. Так ли это? Действительно ли sRAW является полноценным RAW-файлом, но с малым разрешением и пропорционально уменьшившимся объёмом? Не совсем. Точнее, это совсем не так.
sRAW – не RAW
sRAW нельзя в строгом смысле считать RAW-файлом. sRAW не содержит сырых данных с матрицы фотоаппарата, и наличие в его названии слова «RAW» – не более чем маркетинговая уловка. Правильнее было бы назвать формат не sRAW, а bJPEG, т.е. JPEG Size Big, но, видимо, это звучит не так красиво, как sRAW.
В самом деле, у никоновского sRAW (sNEF) куда больше общего с JPEG, чем с настоящим RAW. В сущности, это что-то вроде 11-битного JPEG с несколько расширенными возможностями редактирования. Посудите сами:
Разрядность sRAW составляет 11 бит вместо 14 или 12 бит у полноценных RAW-файлов.
В sRAW используется цветовая схема YCbCr (как в JPEG).
Информация о цвете подвергается субдискретизации, в результате чего цветовое разрешение оказывается вдвое меньше яркостного. Особенно страдают цветные детали в тенях.
Данные сжимаются с потерями. Такое сжатие в камерах Nikon доступно и для RAW-файлов, но обычно в добровольном, а не в принудительном порядке.
К изображению применяются настройки баланса белого цвета и гамма-кривая, что противоречит самой концепции RAW.
Хотя sRAW и допускает редактирование в RAW-конвертерах, но диапазон регулировок оказывается значительно уже, чем у настоящих RAW-файлов в силу того, что файл sRAW подвергается обработке ещё в камере и часть данных при этом неизбежно теряется.
Справедливости ради следует сказать, что у Canon sRAW 14-битный, хоть и несёт в себе не вполне сырые данные.
Примечательно, что и Nikon, и Canon не считают необходимым публиковать спецификации своих форматов, и при использовании сторонних RAW-конвертеров (а все хорошие RAW-конвертеры – сторонние) возможны определённые трудности с прочтением и редактированием sRAW файлов. Формат sRAW слишком малопопулярен, чтобы Adobe, DxO или Phase One добросовестно занимались его дешифровкой.
Разрешение и размеры файлов
С разрешением всё честно: в этом смысле sRAW – действительно маленький RAW, имеющий разрешение в четыре раза меньше, чем нативное разрешение камеры. Так, если RAW-файлы, полученные с помощью Nikon D810, имеют разрешение 36 мегапикселей, то файлы sRAW – только 9 Мп. Аналогичным образом и у Canon: использование sRAW уменьшает разрешение вчетверо, а mRAW (Medium) – примерно вдвое. К примеру, Canon EOS 5D Mark III имеет эффективное разрешение 22,1 Мп, но при съёмке в sRAW даёт 5,5 Мп, а в mRAW – 10,5 Мп.
С размерами же файла дело обстоит намного интереснее. Логично было бы предположить, что уменьшение размера файла будет прямо пропорционально уменьшению его разрешения, но для sRAW-файлов зависимость оказывается нелинейной, и с уменьшением разрешения в четыре раза размер файла уменьшается лишь вдвое по сравнению с полновесным 14-битным сжатым без потерь RAW-файлом. Например, у Canon EOS 7D размер 18-мегапиксельного RAW-файла составляет примерно 25 Мб, а размер 4,5-мегапиксельного sRAW – 11,5 Мб. Почему так получается – выше моего разумения!
sRAW и ёмкость буфера
В камерах Nikon при серийной съёмке файлы sRAW, несмотря на меньший размер, заполняют буфер быстрее, чем обычные RAW-файлы. Вероятно, это происходит из-за того, что процессору камеры требуется больше времени на создание каждого sRAW-файла и буфер не успевает очищаться. Может быть, это и уважительная причина с точки зрения Nikon, но только вот у Canon мы видим другую картину: при съёмке в sRAW буфер освобождается быстрее, чем при съёмке в RAW, позволяя делать более длинные серии. Инженерам Nikon есть чему поучиться.
sRAW и шум
Поскольку каждый пиксель файла sRAW формируется посредством усреднения значений четырёх пикселей исходного RAW-файла, уровень цифрового шума действительно снижается. Впрочем, точно также он снижается, когда вы вручную уменьшаете размеры изображения в Фотошопе, причём во втором случае в вашем распоряжении оказываются более совершенные алгоритмы передискретизации.
Альтернатива sRAW
Бессмысленность использования sRAW в фотоаппаратах Nikon становится очевидной, когда вы внезапно обнаруживаете, что, снимая в sRAW, вы экономите не намного больше места, чем, если бы использовали 12-битный RAW со стандартным сжатием. Например, sRAW-файлы от Nikon D4s в среднем имеют размер около 12 Мб, в то время как обычные 12-битные RAW-файлы – 13 Мб. Вот так экономия! При этом 12-битный RAW-файл, имея практически такой же объём, что и sRAW, в четыре раза превосходит последний по разрешению и содержит действительно сырые, необработанные данные, распознаваемые любым приличным конвертером. Отказ от лишних мегапикселей был бы оправдан, если бы сулил фотографу хоть какую-то выгоду, но выкидывать их даром как минимум нерационально.
Заключение
Мне кажется очевидным, что в случае с Никоном sRAW – это дешёвый маркетинговый трюк. Если вы хотите в полном объёме записать всю информацию, полученную фотосенсором, – используйте 14-битный RAW, сжатый без потерь; если хотите сэкономить место – выберите 12-битный RAW с обычным сжатием; для максимальной же экономии используйте JPEG. sRAW здесь – абсолютно лишняя опция.
В отношении Кэнона я не буду столь категоричен, поскольку, во-первых, в современных фотоаппаратах Canon попросту отсутствует возможность записи 12-битных RAW-файлов, а по сравнению с файлами 14-битными sRAW действительно позволяет сэкономить место на карте, а, во-вторых, сама реализация sRAW у Canon видится мне более удачной и в меньшей степени отягощенной упомянутыми выше фатальными изъянами, характерными для Nikon.
В любом случае вы вольны использовать sRAW даже вопреки моим советам, вне зависимости от марки вашей камеры. Моей задачей было лишь развеять ореол таинственности, возникший последнее время вокруг sRAW и мешающий некоторым фотографам взглянуть на него объективно.
http://vasili-photo.com/articles/sraw.html
Спасибо за статью, было интересно узнать о таком формате, как sRAW.
В камере Sony slt A77 есть формат jpg с качеством x.fine. Он больше по размеру чем обычный jpg с качеством fine.
Можно ли считать x.fine аналогом sRAW? Спасибо.
Я думаю, что нет. RAW формат - сырой, т.е. процессор аппарата не принимает «участия» в обработке. А jpg-формат уже обработан аппаратом.