Четыре факта о высоких ISO
Что вам нужно знать, чтобы получить максимальный результат от поразительно высоких настроек ISO сегодня?
1. Высокие ISO могут иметь минимальный шум
Конечно, во времена пленочной фотографии работа на высоких ISO и обработка пленок push-процессом зачастую выливалась в то, что на фотографии было столько зерна, что было тяжело различать детали негативов (особенно в тенях). Но с развитием преимуществ цифровых камер и RAW-конвертеров в области подавления шума, качество получаемых изображений, снятых на высоких ISO, несравнимо с аналогичными на пленке. Более того, цифровые высокие ISO производят настолько мало шумов, что многие фотографы используют их так, как раньше сложно было даже представить – например, для экспонирования в ночное время, которое требует достаточно короткой выдержки для запечатления звездного неба без размытия, или фотографирования в темных интерьерах без необходимости использовать вспышку. Фотографы сегодня знают, что они могут «вытянуть» детали из сильных из теней, и по большей части благодаря тем самым усовершенствованным системам по работе с шумом, которые делаю работу на высоких ISO настолько чертовски привлекательной.
2. Цифровые ISO не настолько контрастны, как пленочные
Во время работы с пленкой на коротких выдержках фотографы зачастую ловили себя на «вытягивании» пленок вследствие недодержки во время съемки и передержки в темной комнате. Хотя этот процесс обеспечивал более высокие рабочие ISO, чем те показатели, на которые изначально была рассчитана пленка, он также сильно влиял на качество изображения – как в отношении упомянутого ранее «зерна», так и в целом контраста. Контрастность была такой высокой, что по факту снимки, сделанные на пленки с высокими ISO, могли порой выглядеть как абстрактное искусство. Представьте зернистую картинку с крайне слабой детализацией в тенях и светлых областях – и нет возможности что-либо «вытащить» из негатива. Ситуация меняется сегодня, когда мы работаем с RAW-исходниками. RAW особенно хорошо справляются с компенсацией деталей в глубоких тенях, и единственный материал, который необходим для подсветки теней – сам недоэкспонированный кадр. Если вы можете осветлить цифровое изображение хотя бы слегка, вы будете поражены деталям, остающимся в темных областях без какого-либо усиления контраста.
3. Производительность на высоких ISO имеет значение даже на низких ISO
Если вы снимаете исключительно на ISO 400 и менее, отчего бы вам заботиться о производительности на более высоких ISO? Потому что показатели «низкий шум»/«высокая детализация» проходят через весь спектр ISO на камере. С точки зрения любителя, ISO 400 на сегодняшней D3 выглядят так же, как ISO 100 на вчерашней D1. Если вы цените качество фотографии, вы оцените также и прогресс в мощностях ISO, возникающий благодаря лучшему соотношению «сигнал/шум». Эти показатели отразятся и на ваших изображениях, снятых на низких ISO. Так что когда вы слышите о выпуске камер, достигших новых высот в деле снижения шума при больших ISO, это хорошие новости и для вас тоже.
4. Иногда лучше выбрать более высокие ISO, даже если в этом нет острой необходимости
В целом, это может показаться ужасным советом. Но давайте предположим, что вы работаете в ситуации с довольно-таки слабым освещением, когда вам нужно снимать на короткой выдержке 1/125, чтобы предотвратить размытие объекта. Максимальное значение диафрагмы f/4, и вы уже достигли этого предела, а снимаете вы на ISO 400. Итак, вы с трудом получаете верную экспозицию. Есть повод проверить, не добьетесь ли вы лучших результатов при подъеме ISO до 800 единиц. Почему? Потому что если вы записываете снимки в формате RAW, вы получите дополнительное преимущество в виде возможностей по вытягиванию деталей из теней немного переэкспонированного кадра. Это может позволить создать изображение с большим количеством деталей во всем спектре от самых светлых до самых темных зон кадра. До тех пор пока светлые зоны будут находиться в рамках допустимых значений, из переэкспонированного RAW-файла при обработке можно получить изображение более высокого качества, чем из экспонированного «правильно», впритык.
Кто-то мог бы сказать, что повышение настроек ISO не приносит никакой выгоды от переэкспонирования ввиду увеличения количества шума, и отчасти это правда. Но при наличии деталей в тенях, сомнений нет: дополнительные детали, которые могут быть получены из более светлой тени, удивительны. Это особенно ощутимо в изображениях, снятых в «низком ключе» (low-key), изобилующих темными тонами, где вы наиболее вероятно предотвратите «вылет» светлых деталей.
Автор статьи: William Sawalich.
Перевод: Смолина Анна. www.photomonster.ru