«Мягкая сила» красоты
Тем, без кого работа в студии не доставляла бы мне такого удовольствия, без кого мои фотоработы были бы на порядок скучнее и беднее. Тем, кто редко попадает в кадр, но делает львиную долю работы, с кем я дружу и кому искренне благодарен за довольно редкую в искусстве радость совместного творчества… Хочу посвятить эту тему ВИЗАЖИСТАМ и МАСТЕРАМ ПРИЧЁСОК, с которыми мне посчастливилось работать.
Ценю, люблю, помню, уважаю, восхищаюсь.
Работая с различными девушками-моделями на своих творческих проектах, мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой, решение которой собственно и определяет успех (или неуспех) художественной картины, которая является результатом всего процесса. Эту проблему можно сформулировать как вопрос – «кем является художник, рабом красоты, или творцом красоты?». То есть — кем ТЫ являешься в этом произведении – ведущим, или ведомым? И честно ответить себе на этот вопрос далеко не так просто как кажется.
Повторяю, я не считаю такой подход ошибкой, но в этом решении заключается самая коварная ловушка для художника. Ведь воспевать красоту, и создавать красоту, как говорят в Одессе – «две большие разницы». В первом случае ты создаёшь идеальную картинку для конкретного человека, который тебе позировал, в другом — лишаешь его персонализации и создаёшь свой придуманный тобой образ, фантазию, картинку фантастического мира, кусочек своего неповторимого сознания. То есть – дегуманизируешь объект. Главной задачей становится – отстранённость от объекта изображения. Я не хочу, что бы зритель видел конкретного человека, имеющего имя, фамилию, паспорт с пропиской и т.д. Мне необходимо всего лишь мастерски использовать свойства этого объекта для воплощения своей идеи.
Преодолеть данное от природы свойство – восхищение гармонией красоты, – есть главная задача художника в подобных случаях. Бывает невероятно трудно вписать «идеальный объект» в свой заранее продуманный образ. Обычно принцип – «следовать за красотой объекта», – задача скорее для фотографов, работающих в жанре пейзажа. Здесь же приходится играть «от противного». Сложность в том, что когда ты работаешь с женским телом, ты невольно попадаешь в опасную область человеческих инстинктов, культурных штампов и гештальтов современной массовой культуры.
Другой соблазн, подстерегающий художника на этом пути – доминирование. Худшее что можно сделать, это – начать «ломать» модель. В какой-то момент мужское эго заставляет занять позицию «сверху», что согласуется с самым древним первобытным инстинктом. Нет ничего проще, заставить обнажённую модель, бесконечно вам доверяющую и не совсем уютно чувствующую себя в незнакомой обстановке, занять подчинённую позицию. Конечно, природа наделила нас, мужчин, полным набором всех необходимых для этого инструментов (голос, самоуверенность, игра на чужих слабостях, эгоизм и т.д.). Но, как только вы «сломали» модель, вы потеряли главное. Объект, казалось бы внешне подчиняющийся вам, потерял индивидуальность, и вы остались один на один с пустотой.
Очень трудно отрешиться от невероятной магии красоты женского тела. Ведь произведение необходимо лишить обычного, поверхностного смысла и привычного содержания (красивая девушка на картинке), создав с помощью идеальной модели «идеальную форму». Этой девушки не существует в природе, её невозможно встретить на улице и взять её номер телефона, этот объект (в виде прекрасного женского тела) существует исключительно в фантазии художника. И только тогда, когда вы понимаете, что у этой картины нет другого содержания кроме его формы, вы – на правильном пути.
Совместная работа с мастером визажа Кристиной Линник (Черногория)