Азы фотосъёмки интерьеров
Под термином «интерьер» мы подразумеваем внутреннее пространство здания, и в зависимости от предназначения интерьеры подразделяются на такие виды, как промышленный, общественный и наконец бытовой.
К бытовым, как правило, относятся жилые комнаты, гостиные, спальни, детские, библиотеки и т.д, к общественным — залы, вестибюли, фойе, к промышленным — производственные участки, мастерские, цеха.
Интерьер помещений замечателен тем, что он обжит и очеловечен. Снимая интерьеры, фотограф должен преследовать две цели — художественно-эстетическую и репродуктивно-информационную. Достигая их, фотографу удаётся передать в фотоснимке размеры, форму и пропорции помещений, показать размещение окон и дверей, планировку и обстановку помещений с внутренним убранством, мебелью, росписью стен и потолков, осветительными приборами и другими элементами декора. При этом фотограф должен стремиться к тому, чтобы снимки не были испорчены перспективными преувеличениями, так называемыми искажениями помещения в целом, или его отдельных элементов.
Главным достоинством интерьерных фотоснимков считается детализованное выявление всех предметов, которые входят в данный интерьер, и правильно настроенная глубина резко изображаемого пространства, которая охватывает всё помещение.
В большинстве случаев, фотографы ограничиваются отображением только самых характерных, значительных частей интерьера, которые представляют максимальный интерес. В качестве освещения интерьеров используется как естественное освещение, так и искусственные источники, в комплексе с естественным светом.
К вышеперечисленным задачам, которые следует решить фотографу нужно отнести и грамотно поставленный передний план, поэтому в качестве первоплановых элементов в основном подбираются эстетически значимые предметы. Их достоинства удачно подчеркнёт свет осветительного арсенала фотографа, который рекомендуется направить со стороны камеры, что создаст эффект сравнительно мягкого и пластичного освещения, при этом всё пространство интерьера будут хорошо просматриваться.
Настраивая освещения для интерьерной фотосъёмки необходимо сохранять правдивость световой ситуации, контролируя количество и размеры теней, чтобы они не противоречили свету исходящему от запечатлённых на снимках источников света — люстр, окон и т.д.
Интерьеры жилых и общественных зданий значительно отличаются друг от друга как размером, так и характером обстановки. Они могут представлять интерес для фотографа в качестве самостоятельного жанра, так и в качестве фона для портретного жанра. Интерьер может быть отображён по принципу репродуктивного изображения, т.е. документально, и в этом случае будут переданы все детали отделки и оборудования. Интерьер можно передать и как художественное произведение, учитывая законы эстетичности и красоты.
Освещение для интерьерной фотосъёмки можно выстраивать согласно двум принципам — придерживаясь эффекта настоящего естественного освещения, или же имитировать его. В обоих случаях степень яркости локального и общего освещения будет воспринят зрителем по-разному. Свет сильно влияет на эмоции, например, яркий свет ассоциируется с погожим солнечным днём, тогда как слабое освещение — с сумеречным или пасмурным светом.
К освещению интерьера нельзя подходить с неким единым правилом, используя или рекомендуя шаблонные схемы. Ведь даже в квартире комнаты могут выглядеть по-разному, отличаясь друг от друга не только яркостью общего света, но и характером дополнительных источников света — бра, настольных ламп и т.д.
От того, какое предназначение у данной комнаты, зависит и решение фотографа по настройке освещения — его усиление, или наоборот, ослабление, тем самым регулируется свето-теневой баланс. Приведём пример. Вы проводите съёмку гостиной, обставленную красивой стильной мебелью, небольшими скульптурными формами, картинами и другими атрибутами парадного помещения, в котором за освещение отвечает одна большая люстра, подвешенная к центру потолка. Но, как правило, свет таких осветительных приборов не охватывает все интерьерное пространство и в результате, в зоне полутени оказываются важные элементы, цвета и формы которых стали трудноразличимыми для зрителя.
Конечно же, решить возникшую проблему вам поможет подключение дополнительных источников освещения и с этой целью вы устанавливаете один или несколько приборов для заполняющего света, которые избавят от разительного контраста между разноосвещёнными участками помещения, что в свою очередь удержит от резких колебаний эмоциональную и эстетическую нагрузку сюжета.
Сложность фотосъёмки увеличивается пропорционально увеличению размеров помещения, вплоть до очень больших помещений, где никакой подсветкой не запасёшься (за исключением кинематографа). Обычно, это интерьеры выставочных залов и павильонов, дворцов спорта, железнодорожных станций, остановок линий метро, аэропорты и т.д. В этих случаях, обычно наблюдается эффект верхнего света, создаваемый мощными источниками света расположенными сверху.
Нисколько не умаляя все прелести искусственного освещения — импульсного, электрического, а также комбинаций направленного и смешанного света, всё же отметим, что для съёмки интерьеров наиболее подходит естественное дневное освещение, которое и является основой для всего богатства цветовых оттенков.