Точка съёмки в архитектурном пейзаже

Снимая архитектуру фотограф не сталкивается с особыми трудностями, поскольку имеет дело с постоянными и статичными объектами. Приглянувшееся здание можно сфотографировать в любой день, стоит лишь выбрать подходящую погоду и время суток. Но чтобы получить хороший кадр, мало просто зафиксировать затвором работу средневекового зодчего, нужно ещё найти оригинальное и свежее решение, чтобы подчеркнуть суть здания и просто — его красоту.

Тадж-Махал, Агра, Индия, © laszlo-photo

Для решения этой творческой задачи огромное значение имеет правильный выбор точки съёмки, с помощью которой удастся «нащупать» самый выразительный ракурс и выстроить композицию.

Башни Петронас, Куала-Лумпур, Малайзия, © Georg Wittberger

В определении правильной точки съёмки решающую роль играют положение на плоскости, расстояние и высота. От расстояния зависит ракурс и масштаб – чем ближе находится фотограф к снимаемому предмету, тем крупнее он получится. Насколько вы знаете, архитектурный ракурс представляет собой перспективное искажение изображения. Поэтому, для придания фотографии здания большей динамичности нужно подойти к нему ближе, с камерой вооружённой широкоугольным объективом, или с максимально коротким фокусным расстоянием компактной камеры. В результате получится довольно интересный взгляд на очертания исторического памятника. Такому ракурсу присуща ярко выраженная перспектива, образующая диагональные линии, особенно отчётливо это видно на промышленных зданиях, мостах и стройках – акцент как бы смещается в сторону их значимости и мощи. Если камера имеет стандартную оптику или телевики, то в результате получится привычный взгляд на архитектуру, тяготеющий к реалистичности и документальности, особенно если снимать с достаточного расстояния.

Лас-Вегас Стрип, Штат Невада, США, © http2007

В некоторых ситуациях можно попробовать фронтальный ракурс, но он проигрывает в выразительности. Его можно использовать когда хочется акцентировать внимание на симетричности отдельных частей здания или на ритме составляющих его элементов. В качестве хрестоматийного примера можно привести здание Большого театра, снятое с фронтона и привлекающее внимание простой геометрией крыши и стройной коллонадой.

Скрасить однообразие фронтального ракурса можно с помощью попавших в кадр деревьев, цветочных клумб или людей.

Кроме подачи переднего плана, необходимо видеть и уметь анализировать фоновое пространство. Размытый задний план выглядит интереснее, поэтому правильно подберите позицию и диафрагму, при этом передний план не должен забирать себе большую часть внимания зрителя и обязан гармонично вписываться в композицию. Хорошо будет, если вместе с основным зданием в кадр попадут ажурные ограждения, скамейки и остальные объекты перекликающиеся формой с основным предметом съёмки.

Отдельно отметим съёмку из под арки, когда изображение как бы ограничивается некой рамкой. Во избежание избыточной контрастности голубого неба и тёмных сводов арки, арочное пространство рекомендуется подсветить вспышкой небольшой яркости, или же при наличии штатива, можно попробовать технологию HDR.

Такие признаки современной урбанизации, как провода и столбы, делают малопривлекательным любой ракурс исторического строения. В принципе, все эти нежелательные детали можно будет убрать при цифровой обработке на компьютере, но лучше изначально предусмотреть кадр с минимальным насыщением автомобилей, асфальта и проводов.

Колизей, Рим, Италия, © wili-hybridВенеция, Италия, © closelyobserved.com

Выбор точки съёмки зависит и от расположения солнца, а также других источников света. Приветствуется свет, падающий под углом, то есть необходимо чтобы источник света находился сзади и сбоку от фотографа. Такое освещение подчеркнёт детали, украшающие здание, а за счёт разной бликовости окон, продемонстрирует объём здания.

В зависимости от расположения по вертикали, в архитектурной съёмке используются нормальная, нижняя и верхняя точки. Нормальная постановка подразумевает расположение камеры на уровне человеческого роста. Такая точка позволяет преподнести строение таким, какое оно есть на самом деле.

Нижняя точка подчёркивает монументальность и величие строения, наделяя его ещё большими размерами. Особенно хорошо с этим справляется широкоугольный объектив, близкое расположение к зданию и резкий ракурс. В сочетании с погодными условиями строению можно также придать различное настроение, например пушистые белые облака и голубое небо очень украшают кадр, тогда как грозовые тучи придают снимку некоторую тревожность и драматизм.

Дворец Потала, Лхаса, Тибет, © reurinkjan

Верхняя точка предназначена для подчёркивания масштабности изображаемых пространств, с достаточным уделением внимания воздуху и просторам. Фотосъёмка сверху достаточно информативно преподносит общие планы изображения, преуменьшая элементы строения или целые здания. Яркий пример – съёмка с высоты Останкинской телебашни, или же с борта вертолёта или самолёта. В результате мы видим невидимый нам прежде рисунок улиц и дорог, квадраты скверов и кварталов, изгибы реки и т. д. Ещё больший эффект достигается при съёмке сельской местности, выглядящей сверху как одеяло, состоящее из разноцветных лоскутов и домиков-символов.

Площадь Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия, © dawvon

Снимая с крайних точек, то есть с нижней и верхней, большое значение имеет положение линии горизонта, которую лучше всего размещать в точке золотого сечения (примерно 35% от края видоискателя). Например, если перед вами стоит высокое здание на фоне красивого неба, то горизонт лучше опустить вниз, если же необходимо спроецировать здание на поверхность, как бы «приземляя» его – линия горизонта должна быть ближе к верхней части кадра.

Венеция, Италия, © izarbeltza

По материалам: prophotos.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+1.24
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий