От заката до рассвета
Фотоработы с запечатлёнными на них закатами и рассветами выгодно пополнят вашу коллекцию. Именно специфику съёмок этих красочных сюжетов мы и обсудим в нашей статье.
Цветовая гамма закатов очень широка, снимать закаты легко, но для того чтобы научиться правильно снимать закаты, аккуратности и внимательности будет мало.
Самый красочный закат — над водной поверхностью, благодаря отражению света, удваивающему изначальный свет. Для этого подойдёт морская гладь, поверхность озера или реки. Оптимальное расположение человека с фотокамерой — любая высокая точка, например холм или балкон гостиницы, с которого можно будет наблюдать за вечерним горизонтом.
Вариантов композиций с заходящим солнцем известно великое множество. Если небесное светило висит мячиком в небе или светит ещё не касаясь линии горизонта, при этом вы хотите сфокусироваться именно на нём, то лучше использовать телеобъектив. Но вполне возможно, вы будете разочарованы тем, что солнце получится слишком маленьким. Кроме того требуется соблюдать осторожность, ведь телеобъектив это увеличительное стекло, и он может ослепить вас.
Поэтому попробуйте снимать уже после захода солнца, тем более что наиболее удачные закатные пейзажи снимались после захода солнца. Послезакатное небо ещё освещается косыми лучами, к тому же вы можете стать свидетелем красивых оптических эффектов.
Задайте себе вопрос, насколько красочным вы хотите получить снимок заката? Если вам без разницы, то после того когда фотографии будут готовы — не обижайтесь на то, что они получились у вас слишком блеклыми. Дело в том, что цифровые камеры оснащены функцией баланса белого, который автоматически компенсирует цветные лучи от разных источников, например оранжевый оттенок электрических ламп. Увы, но пока фототехника не достигла того уровня, при котором она может различать освещение-помеху и свет, за которым хозяин охотился весь день.
Поэтому при включенном балансе белого, закат имеющий похожую с электрической лампой цветовую гамму, может потерять большую часть своих красок, так что рекомендуется заранее перенастроить камеру.
Хоть мы полностью согласны с утверждением, что природа прекрасна во всех своих проявлениях, но всё же иногда бывают моменты, когда она не оправдывает наши ожидания. В этих случаях, помогите себе сами, а именно: задействуйте оранжевый фильтр, если закат не тянет на «волшебный», или фильтр Cokin для закатов, также придать насыщенность закату можно в графическом редакторе.
Снимая против света существует риск получить недоэкспонированный кадр, поэтому имеет смысл сделать несколько пробных снимков, и при необходимости изменить выдержку или ввести экспокоррекцию. Если вы всё ещё не уверены, сделайте несколько дублей с различными значениями чувствительности, поскольку угадать нужный уровень довольно трудно.
Кстати, вы когда-нибудь задумывались почему закаты и рассветы оранжевые?. Оранжевый характер утреннего и вечернего света обусловлен тем, что солнечный свет попадая в атмосферу, рассеивается воздухом, и согласно научным наблюдениям, рассеиванию подвергаются больше синие световые волны, чем красные. В результате, проходя через земную атмосферу, синие волны практически полностью рассеиваются, тогда как оранжевые и красные волны доходят до «пункта назначения». У этой закономерности даже имеется специальное определение — рейлихово рассеяние, в честь лорда Рейлиха.
Съёмка в облачных условиях
Фотографы больше всего ценят кучевые облака. Они располагаются достаточно низко, пушистые с виду, безусловно, они делают фотогеничным любой пейзажный снимок. Особенно красиво смотрятся белые кудрявые облака, которые благодаря солнцу как бы излучают свой собственный свет. Для увеличения эффекта, можно воспользоваться поляризационным фильтром, которые сделает небо более синим, а облака — ещё ярче.
Снимая кучевые облака, рекомендуется использовать широкоугольный объектив, при этом отклоняя камеру немного назад. Такой приём придаст фотографии большую объёмность, а также визуально увеличит самые дальние облака.
Панорама
Особенность закатов заключается в том, что их красоту и величие трудно передать лишь в одном кадре, тогда почему бы не снять последовательность нескольких кадров, чтобы потом, объединить их в цельную фотографию посредством графического редактора? Для этой цели, конечно же вам понадобится штатив, а съёмку нужно будет проводить «короткими очередями», через равные промежутки времени, скажем по три кадра через минуту.
Силуэты
Силуэты лучше всего получаются на рассвете или закате, но для начала, давайте определимся с тем, что мы подразумеваем под силуэтом. Силуэт — это тёмный объект, как правило в профиль, без подробностей и деталей. Фон должен быть гораздо светлее и ярче снимаемого объекта. Но если вы намерены обойтись без силуэтов на переднем плане, тогда ваша фотография может получиться визуально плоской.
В качестве подходящего объекта, вам нужно будет найти предмет красивой графической формы, который будет отлично смотреться в чёрном. Поэтому не ждите зарю, а начинайте искать то, что сможет послужить в качестве силуэта. Для этой роли может подойти скульптура, подъёмный кран на стройке, ветви деревьев, само дерево и т. д.
Если объект выигрышно расположен лицом на восток, тогда его можно будет запечатлеть на фотографии рассвета, если на запад – соответственно на фотографии заката.
Вполне возможно, вам даже не придётся перенастраивать экспонометр, поскольку камера сама сфокусируется на фоне, а объект получится тёмным, с неразличимыми деталями, что, собственно, и требуется. Заря также получится живой и яркой.
При подготовке к съёмке силуэта на фоне восхода или заката, остерегайтесь попадания в кадр боковой или фронтальной засветки — свет может попасть прямо в объектив камеры, тем самым снизится контрастность кадра. Во избежание подобных помех, закрепите на объективе бленду. Если боковая подсветка всё же подпортила готовый снимок, есть возможность исправить этот недостаток в графическом редакторе — в некоторых из них предусмотрен специальный фильтр Flare, который поможет добиться аналогичного эффекта вполне контролируемым способом.