Научиться видеть невидимое
Если охарактеризовать коротко, макросъёмка – это режим работы фотоаппарата, который позволяет снимать мелкие объекты с очень маленького, вплоть до 1 см, расстояния. В качестве фигурантов макрофотографий обычно выступают представители флоры и фауны – насекомые, мелкие грызуны, растения, а также всё то на чём остановил свой заинтересованный взор фотограф – монеты, марки, ткани, микросхемы и многое другое.
Список можно продолжать до бесконечности, поскольку использование макросъёмки в том или ином виде широко представлено в промышленности, науке, медицине, естествознании, рекламе. В немалой степени макросъёмка предлагает огромный диапазон возможностей для творчества.
Взирая на восхитительный снимок тропической бабочки или на подробный срез человеческого волоса, первые мысли приходящие в голову начинающему фотографу или просто непосвящённому человеку – «Да, вот это мастерство!.. Мне этого не осилить». Тем не менее нужно отбросить эмоции – научиться делать масштабные фотографии очень маленьких предметов можно.
Ибо по своей сути макросъёмка не выходит за рамки стандартных процедур фотографирования, за исключением некоторых тонкостей. Также наводится резкость, настраивается соответствующий уровень освещённости, выставляется диафрагма и выдержка. Как определённый нюанс отметим использование специальных макро-объективов, которые позволяют сфокусироваться на снимаемом объекте с минимального расстояния.
В зависимости от выбранного объекта ваших фотографических опытов макросъёмка может пройти «на одном дыхании» или наоборот затянуться, ведь существует большая разница макросъёмки подвижных или неподвижных предметов. Как правило, суетливые хвостато-усато-крылатые «модели» доставляют много неудобств фотографу, что заставляет его применять некоторые хитрости. Но это, больше проблемы биологического характера, всё остальное является делом техники – экспонометрия, ГРИП, фотографическая широта и другие необходимые приготовления. Зато макросъёмка упрощается при фотографировании неподвижных объектов - растений, медалей или монет.
Но вернёмся к технической стороне макросъёмки. Здесь нужно выделить три основных параметра, благодаря которым у вас будут все шансы получить отличный снимок - глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), масштаб изображения и уровень освещённости.
Одним из основных факторов накладывающих некоторые ограничения на возможности макрофотосъёмки является значительное сужение глубины резко изображаемого пространства. Когда вы снимаете объекты находящиеся на определённом расстоянии, глубина резкости охватывает одну треть пространства перед точкой фокусировки, и две трети позади неё. При макрофотографировании глубина резкости относительно точки фокусирования располагаются почти симметрично.
Конечно, используемая диафрагма до определённой степени регулирует ГРИП, при этом глубина резкости требует большего «зажатия» по отношению к минимальному значению диафрагмы, выполнение которого усложняет недостаток света. Так, при использовании малоформатной камеры с масштабом 1:1 ГРИП колеблется в диапазоне от 02 мм при дафрагме f/1,5 до 1.6 мм при диафрагме f/11. Как видим, глубины резкости практически нет, что делает невозможным съёмки далеко не плоских объектов – жучков, одуванчиков и т.д.
Как выход из сложившейся ситуации можно использовать такую последовательность действий:
1. Неподвижный объект фотографируется 2-3 раза, при этом каждый раз корректируется резкость на разноудалённые от камеры детали объекта. Значение диафрагмы и выдержки не менять, режим «автомат» не использовать.
2. В Photoshop снимки дублируются в разных слоях одного файла, совмещаются до полного совпадения, при необходимости корректируется размер.
3. Резинкой с мягкими краями обрабатывается верхний слой на участках с нерезким изображением, тем самым оголяя более качественные участки нижнего слоя. Таким образом ГРИП можно увеличить в несколько раз.
Нельзя не заметить и такую проблему как подвижность объекта фотографирования, например травы, а также движения самого фотографа. При съёмке с масштабом 1:1 хорошо заметно мельчайшее подрагивание рук, также как при съёмке «телевиком». Так что если вы не используете длинные выдержки, без штатива не обойтись.
Использование штатива - это хорошо, но он значительно ограничивает возможности съёмки подвижных объектов, например насекомых. Они обычно не ждут пока вы шёлкните затвором. У камеры закреплённой на штативе есть несколько ступеней свободы, но самая важная, когда камеру необходимо передвигать вдоль оси объектива нам недоступна. В таком случае можно использовать направляющие, по которым будет перемещаться камера, но вес такого штатива, как и время настройки увеличатся (не говоря уже про цену).
Теперь обсудим другой фактор соблюдение которого очень важно в макросъёмке – освещение и освещённость. Чем ближе приближается объектив к снимаемому объекту, тем больше уменьшается освещённость, и это поясняется законами оптики. Говоря научным языком, уменьшение освещённости пропорционально квадрату расстояния от плёнки до объектива. На практике это значит что, например, использование удлиннительных колец лишь увеличивают потери освещённости.
Более бережное отношение к освещённости возможно при использовании насадок, но при этом ухудшается качество изображения поскольку часть света теряется на каждой границе раздела стекло-воздух, ещё какая-то – поглощается стеклом.
Делать макрофотографии с использованием внешних экспонометров практически невозможно, поскольку здесь слишком много неизвестных.
Немного облегчается задача с применением системы TTL, потому что она учитывает только тот свет который достиг плёнки. Но самым оптимальным вариантом является использование цифровой камеры, с помощью которой вы можете сразу-же проверить сделанный снимок.
Освещение в макросъёмке по своей сути является творческой задачей для фотографа, которые обогащают стандартные приёмы освещения своими собственными экспериментами. Наиболее распространённую проблему, недостаточный уровень освещённости, в обычной фотосъёмке решает лампа-фотовспышка. Но при макросъёмке возможности вспышек сильно ограничены, особенно встроенных. Учитывая малое расстояние до объекта сьёмки, использование вспышки может испортить снимок эффектом «пересвета» (в принципе, можно использовать флэшметр, но это довольно дорогие и редкие устройства). Вместе с неконтролируемой светоотдачей вспышки при макросъёмке, резко увеличивается контрастность между освещёнными и теневыми участками, причём перепады контраста свойственны макросъёмке и без применения ламп-фотовспышек.
Объектив, тем более усиленный переходными насадками и кольцами также явяется слабым звеном поскольку своими габаритами он может закрыть «обзор» светового потока.
Во избежание затенения фотографируемого объекта можно применять выносные вспышки. Они хорошо зарекомендовали себя при съёмке неподвижных объектов, и никто не запрещает попробовать выносную вспышку когда вы хотите заснять какой-нибудь подвижный объект вроде кузнечика, но при этом предварительно проведите замеры уровня освещённости флешметром и другие подготовительные работы.
Использование выносных вспышек при работе с относительно неподвижными или вовсе неподвижными объектами даёт прекрасные результаты, при этом настройка освещения мало отличается от той что вы проводите в студийных условиях.
Так что желаем макро-успехов на новом поприще!