Избегаем фотографический "мусор"
Одна из главных ошибок начинающего фотографа — неумение скомпоновать кадр, в результате архитектурные, портретные или пейзажные сюжеты, которые старался запечатлеть фотограф, портятся посторонними деталями, случайно попавшими в поле зрения. Речь идёт о так называемом фотографическом «мусоре». Коротко его можно охарактеризовать как наличие определённых визуально-активных объектов, которые противоречат идейному содержанию снимка.
Типичные ситуации: вы хотели сфотографировать редких прохожих идущих на фоне серого городского пейзажа, но потом обнаружилось что заодно в кадр попала и белая «Газель» с яркой надписью «Колбасы», и т. д. Я думаю вы поняли, что в данном случае именно автомобиль, да ещё с такой привлекающей взгляд надписью и является тем самым «мусором» который испортил фотографию.
Другое дело, если вы снимаете «Газель» на какой-нибудь выставке отечественного автопрома, тогда в качестве мусора выступят случайные зеваки, попавшие в объектив вашей камеры.
Наличие таких помех, значительно искажает визуальный акцент, который хотел донести до зрителя автор. Возьмите любую область искусств, будь то скульптура или кинематограф. Вы поймёте что в скульптуре нет ни одной лишней детали, как и в кинофильме, в котором даже паузы расставлены так, чтобы зритель смог «переварить» суть увиденных событий.
В фотографиях известных авторов вы также не можете себе представить, чтобы они грешили лишними предметами, аляповатыми цветами или световыми пятнами. Поэтому и вы должны стремиться следовать принципу минимализма в фотографии — ничего лишнего, а если какой-то посторонний штрих и присутствует, то он должен только выгодно отттенять идею сюжета, усиливая его «вкус».
Самые распространённые случаи "захламления" кадра посторонними объектами
В первую очередь это люди. Прохожие на улице, посетители музея или ресторана и т. д
Также испортить фотографию может небо и буйная растительность.
На приведённой фотографии «мусором» является работник муниципальных служб, который по иронии судьбы сам призван бороться с мусором :-) Ярко оранжевый цвет его экипировки в результате притягивает всё внимание зрителя, и какое бы восхитительное туманное утро не было за его спиной, этот снимок можно с уверенностью считать испорченным.
А теперь взглянем на другую фотографию, снятую в то же утро. В кадр также попал челоаек, но согласитесь, мы наблюдаем абсолютно обратный эффект. Прохожий очень гармонично вписался в пейзаж.
Отсюда вывод: сам по себе человек не является препятствием для получения хорошего снимка. Человек станет проблемой, если он не вписывается в сюжет снимка.
Ещё один пример. На нижней фотографии была произведена попытка запечатлеть разнотравье, но в результате в кадр попал «мусор» — небо и опушка леса, на дальнем плане. Оба этих элемента совершенно не вписываются в идею снимка, при этом отвлекая на себя внимание. В результате высокая полынь, на которую автором делалась ставка, не получила достойного расположения в кадре.
А теперь посмотрим на второй дубль, который был сделан с чуть более высокого ракурса, и с более плотным кадрированием.
Согласитесь, позитивные изменения на лицо.
Смотрим дальше. Ключевым элементом, по замыслу автора, является бабочка сидящая на цветке, но из-за «замусоривания» крапивой и травой на переднем плане, бабочку плохо видно.
В другом дубле отсутствие ненужной растительности сделало фотографию более выразительной, хоть безупречности добиться всё же не получилось — на заднем плане мы видим несколько яркий стебель, немного бросающийся в глаза.
При желании, от него можно избавиться средствами графического редактора, во время компьютерной пост-обработки. Итак, в этом случае мы решили проблему с помощью более плотного кадрирования и сменой ракурса на другой.
Ещё одна разновидность фотографического мусора — проявление симметрии. Такое изображение содержит, как правило, два одинаковых элемента, которые несут одинаковую визуальную информацию.
На верхнем снимке мы видим, что изображение состоит практически из идентичных верхней и нижней половинок, кроме того, мало чем отличается левая и правая стороны.
То есть, константируем факт, что информационно насыщена только ¼ часть фотографии, всё остальное является фотографическим «мусором».
На нижнем снимке, снятом с той же позиции, автору удалось исправить ситуацию, и даже привнести новую детализацию, как например, отобразить на переднем плане стрекозу сидящую в траве.
Как видите борьба с фотографическим мусором достаточно сильно исправляет фотографию, хотя стоит отметить, что для создания шедевра этого будет мало. Гениальность снимка сконцентрирована в его идее, поэтому никогда не забывайте её тщательно продумать.
По материалам Дмитрия Каткова, фото автора
Полезная статья!
Доходчиво написана!
Спасибо за статью! Удачно, что материал подан с иллюстрацией ошибок и методом их устранения.
согласна, хорошая статья.
последнее даже не читала, пыталась разобраться сама, получилось)))