Создаём "обьём"

Рассматривая окружающий мир, мы не задумываемся над тем какую форму, цвет, размеры и расстояния имеют его элементы. На физиологическом уровне это связано с тем что человеческое зрение обладает стереоскопическим восприятием.

К сожалению, фотографическая камера (за исключением специальных стереоскопических камер) как и её снимки, воспроизводят мир только в двухмерной плоскости. Тем не менее все мы видели такие шедевры, которые приводят в восхищение своей динамичностью и объёмностью. А это значит что существуют такие приёмы, которые придают плоским изображениям третье измерение. Попытаемся приподнять завесу над ними и изучим некоторые факторы, грамотное и творческое использование которых, поможет наполнить ваши фотографии воздухом и объёмом.

Зрение является психофизиологическим процессом, поскольку на основании той информации что мы получаем через глаза, наше сознание формирует пространственные образы. Поэтому в наших изображениях должны присутствовать те элементы, которые отвечают за объёмность.

Разделим эти элементы на три группы – светотень, линейная перспектива и детализация.

  1. Светотень. Основное представление про объём и рельеф даёт именно светотеневой рисунок, например когда выпуклости освещены сильнее, впадины меньше, округлые грани обладают плавным светотеневым переходом, а маленькие и ломаные детали имеют резкую границу. Характер сочетания света и теней несёт немалую толику информации про размеры объектов и их пространственное расположение друг к другу.
  2. Линейная перспектива. По мере увеличения или уменьшения расстояния между наблюдателем и объектами, последние отдаляются или приближаются, что сказывается на их визуальных размерах. Простые примеры – железнодорожные рельсы и шпалы уходящие вдаль, лестница с перилами.
  3. Детализация. В это понятие входит всё, что связано с восприятием точности изображения, при приближении к объекту или при отдалении от него. Например, простейший приём – регулирование глубины резкости. Также применяется воздушная перспектива – затуманивание серой дымкой по мере отдаления от снимаемого объекта. А снижению освещённости, ведущей к уменьшению светотеневой разницы и контрастности способствует увеличение расстояния между объектом и источником света.

На примере портрета попробуем применить некоторые теоретические приёмы создания объёма.

Какой самый главный инструмент в арсенале фотографа создающего портрет? Конечно, свет! Ведь только свет может выделить из темноты прекрасный лик, но также может его и испортить. Сначала выделим в понятии объёма две составляющие – передачу объёма (рельефности) лица и тела модели, и создание общего пространственного объёма изображения.

В двухмерной плоскости, коей является фотографическое изображение, практически любой предмет можно наделить объёмом с помощью взаимодействия света и теней. Чем больше свето-теневая „мозаика” специально распределённая по некоторым частям снимаемого объекта, тем большим объёмом наделяется изображение. И зачастую на его качество не будет влиять количество источников света. Рассмотрим пример с использованием трёх источников света. Два из них будут активными, а один источник – пассивным. Рисующий свет необходимо расположить вверху с правой стороны, отражатель (лайт-диск) установите спереди слева, его предназначение – формирование заполняющего освещения. Источник с сотовым рефлектором направьте на фон позади модели. В этом случае, для создания правильной светотеневой картины рекомендуется заполняющий свет сделать на три уровня слабее рисующего. Это примерное соотношение, которое можно варьировать с небольшим отклонением.

Несколько слов о глубине резкости картинки, которая в немалой степени формирует объём конечного изображения. Для создания фотопортрета лучше всего настроить диафрагму на меньшие числа. Это нужно для имитации работы человеческого глаза, который видит только те объекты, которые расположены в фокальной плоскости, что послужит ещё одним смысловым акцентом, дополняющим световой и композиционный центр работы.

Портретный фокус таже требует продуманного применения. Если все точки портрета будут расположены в едином фокусе, ваш портрет может выглядеть визуально „уплощённым”. Избегайте использование источников света, дающих прямой, жёсткий свет со стороны объектива (например от вспышки). Это визуально упростит светотеневую картину и опять-таки приведёт к визуальной плоскости, даже при малой глубине резкости.

Только разумное применение этих двух основных качеств даст вам возможность создать настоящее творение.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Константин Мелентьев @BlackCat • 24 октября, 13:49, 2008

    «Рисующий свет необходимо расположить вверху с правой стороны» я считаю что рисующий свет лучше ставить слева, а заполняющий справа, ведь мы читаем текст и картины слева на права а никак иначе

Ваш комментарий