Видеть движение
Суть спортивной фотосъёмки, как впрочем и движения в том, чтобы захватить волнение и драматизм этого движения. Успех в решении такой задачи во многом зависит от того насколько вы знаете свою аппаратуру. В идеале, работа с ней должна быть на «ты». Также вы должны хорошо знать сюжет, и совсем не удивительно что лучшими фотографами на спортивную тематику являются сами бывшие спортсмены или энтузиасты от спорта, ведь они лучше всех знают о конкретном процессе движения и умеют предугадывать конечный отрезок времени и позиции снимаемого объекта.
Вместе с хорошими знаниями сути предмета, вы также должны обладать хорошей реакцией. Самые подходящие моменты для нажатия на спуск затвора обычно не предупреждют о своём приближении, поэтому необходимо постоянно быть начеку, чтобы быстро и точно навести объектив, и нажать на кнопку в самый нужный момент. И если вы промедлите на долю секунды — отличный снимок может быть упущен навсегда.
Если фотограф много времени уделял съёмкам статичных сюжетов вроде архитектурных ансамблей или пейзажей, после чего захотел попробовать свои силы в съёмке спорта и движения, то вполне возможно, первое что он ощутит — это шок. Это всё равно что пересесть с «запорожца» в БМВ. Даже самые медленные объекты будут перемещаться с дикой скоростью, если смотреть на них через телевик, и съёмка покажется невозможной. Но не нужно считать что у вас ничего не получится, поскольку все фотографы в этом жанре (впрочем, как и во всех остальных) проходят тернистый путь ошибок.
Несколько слов о подходящем оборудовании. В первую очередь речь идёт о длинных телеобъективах, поскольку большая часть спортивных мероприятий происходит на некотором удалении от фотографа, и для того чтобы заполнить кадр сюжетом, мощный объектив просто обязан быть применён.
В случаях, когда фотограф присутствует на состязаниях по лёгкой атлетике, играх типа регби или футбола, или на арене по мотоспорту, объективы с фокусным расстоянием менее 400 мм будут не самыми лучшими помощниками. Оптимальный вариант — объектив в 500 или даже 600 мм. А на состязаниях по крикету, ситуация ещё сложнее и для того чтобы вам удалось запечатлеть попадания в ворота потребуется 800-мм объектив.
Но всё это вообще-то крайности. Если вы посетите спортивные мероприятия местного масштаба или более доступные для комфортной съёмки состязния, вполне возможно подойдёт объектив в 70-200 мм, или же зум-объектив в 75-300 мм.
Если их окажется недостаточно, силу объектива можно увеличить с помощью телеконвертера, примерно в 1,4 или 2 раза.
Не следует пренебрегать и более короткофокусными объективами. Фотографии движущихся объектов получатся тогда, когда они «схватывают» волнение и драматизм момента, в том числе на близком расстоянии с помощью 35 или 28-мм широкоугольника.
Но если вы решили приобрести объективы для съёмки движущихся объектов, покупайте такие, которые способны снимать на самых коротких выдержках.
Для того чтобы объект на вашем снимке «застыл», при выборе выдержки нужно учитывать три фактора — скорость перемещения объекта, его направление по отношению к камере и его примерные размеры в кадре.
В случае если объект движется перпендикулярно направлению объектива камеры необходимо установить более короткую выдержку, при движении в направлении прямо на объектив или под углом к нему, выдержку можно увеличить.
Объект | Занимает весь кадр | Занимает полкадра | Прямо на камеру |
---|---|---|---|
Бегун трусцой | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
Спринтер | 1/500 | 1/250 | 1/125 |
Велосипедист | 1/500 | 1/250 | 1/125 |
Лошадь трусцой | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
Лошадь галопом | 1/1000 | 1/500 | 1/250 |
Прыгун в воду | 1/1000 | 1/500 | 1/250 |
Теннисист при подаче | 1/1000 | 1/500 | 1/250 |
Авто 64 км/ч | 1/500 | 1/250 | 1/125 |
Авто 112 км/ч | 1/1000 | 1/500 | 1/250 |
Авто Формулы-1 | 1/2000 | 1/1000 | 1/500 |
Поезд | 1/2000 | 1/1000 | 1/500 |
Для обеспечения устойчивости длинного телеобъектива фотографы используют монопод. Монопод является лучшим решением для надёжной фиксации длинных и тяжёлых телеобъективов, поскольку они освобождают руки фотографа от тяжести и постоянного напряжения, а это значит что появляется возможность лучше сфокусироваться и подолгу ждать подходящий момент не опасаясь сотрясений камеры.
Также, будучи лёгкими и компактными, моноподы дают фотографу больше свободы в движении, поэтому он может быстро менять позиции в зависимости от событий происходящих на спортивной арене.
Если вы снимаете на плёнку, то лучше использовать самую низкочувствительную плёнку. Например при яркой солнечной погоде большинсто фотографов предпочитают плёнку 100 ISO.
Более высокочувствительная плёнка, на 200 или даже 400 ISO, используется лишь в случаях, когда это действительно необходимо, например в случаях установки коротких выдержек или в хмурую погоду.
Важный аспект для съёмки спорта — эргономичность вашей фотокамеры. Для того чтобы вы могли фиксировать снимки быстро и рефлекторно, не отвлекаясь на возню с головками и нажатия второстепнных кнопок, внешний дизайн и размещение органов управления камеры должны учитываться вами ещё при покупке фотокамеры.
Одной из основных трудностей, с которой сталкивается начинающий спортивный фотограф это неумение «захватить» объект точно в фокус. Поэтому постарайтесь применить на практике такие технические приёмы:
Если нужный объект движется в определённом направлении, заранее наведите ваш объектив на точку, где объект ещё только должен появиться, например на повороте беговой дорожки или на финишной прямой. От вас требуется не спускать глаз с этого места и привести в действие затвор буквально за мгновение до того момента, когда объект достигнет эту точку. И не ждите пока ваш объект попадёт в фокус, иначе пока вы будете нажимать кнопку, он уже исчезнет из вида.
Но есть такие виды спорта, например в футболе или регби, где спортсмены не перемещаются по предсказуемым траекториям. В этом случае остаётся такой выход: выберете объект, поймайте его в фокус и «следите» за ним до подходящего для нажтия на нопку затвора момента.
Чтобы научиться правильно и удачно снимать спорт и движение, не обязательно пробовать себя только на крупных спортивных мероприятиях. Для начала лучше посещайте спортивные состязания местного значения, кои в великом множестве проводятся практически в любом городе, в том числе и вашем. На них вы будете избавлены от обязательной аккредитации прессы, а также от перепираний с другими фотографами за лучшую позицию. Также, учиться снимать спорт можно и со зрительских мест, особенно в таких видах спорта, как мотокросс, ралли, велогонки по городсим улицам, теннис, каноэ и т.д. В этих случаях, возможно вам даже не понадобится мощный телеобъектив.
За таблицу выдержки большое спасибо!