Как это сделано: Этюд в зелёном
Кроме тонирования (часто – лёгкого, словно подыгрывающего главному цветовому рисунку снимка) с применением цветных фильтров, мне интересно создавать картины, в которых фильтры придают более яркое окрашивание. Это именно та ситуация, когда автор переносит свою модель в конкретную «цветовую» среду.
Впервые меня заинтересовала такой стиль, когда изучал рекламу Bvlgari. Позже, я пытался сделать то же самое, но за кажущейся простотой скрывались определённые сложности, преодоление которых несказанно обогатило мой опыт практикой работы с цветными фильтрами и светом вообще. Я продолжил развивать эту технологию, добавляя различные эффекты, технические новации, при этом мне даже удалось сформировать для себя целое направление деятельности, но для уважаемого читателя я решил рассказать именно про первоначальный стиль, который и послужил основой для многих моих творческих работ.
Сначала нужно определиться с некоторыми ключевыми составляющими – это выбор цветового решения и выбор светового решения.
Несколько слов о цветовом решении. Я давно заметил, что некоторые цвета очень хорошо совмещаются с цветом кожи модели, и если вы собираетесь сделать немногословную фотографию с минимумом аксессуаров, либо вы просто не хотите акцентироваться на них, тогда зелёные и сине-зелёные цвета в комплексе с телесыми оттенками, воспроизведут насыщенную цветовую гамму. Именно та фотосессия, на которой я впервые удачно воспроизвёл данный стиль, была выполнена на этих цветах.
Если основной цвет – нейтрален, тогда наиболее удачным будет выбор сине-зелёного фильтра (116, Medium Blue-Green).
Лично мне всегда нравился этот цвет, поэтому я часто прибегаю к нему в своих работах.
Имея за плечами некоторый опыт, я знал что модель лучше всего освещать раздельно, разделив световые источники пл двум группам: нейтральные, без использования каких-либо фильтров и источники, вооружённые цветными фильтрами. Именно та я и начал выстраивать свою световую схему. Как и в большинстве случаев, сначала я установил рисующий свет, в роли которого выступали два больших софтбокса, установленные по бокам модели и немного сзади, при этом их свет был направлен в сторону объектива. Подобное размещение рисующего света позволяет сделать фон практически чёрным, хотя в разбираемом случае я использовал светло-серый фон. Но вместе с этим, на переднюю часть головы девушки рисующий свет не попадал, делая её как и фон, практически неосвещённой.
Если бы я не использовал другие источники света, то эти «рисующие» софтбоксы оставили бы две световые полоски на голове девушки – на лице, руках с одной стороны, а также на плечах и затылке с другой. Роль такого освещения – формирование пространственного ощущения и именно от того, как удачно были выбраны их высота и угол, зависит и художественность передачи красоты модели.
Естественно, двумя рисующими софтбоксами я не ограничился, поэтому дополнительно добавил другие источники света, но уже с насадками в виде цветных фильтров. Во избежание пересечения световых зон источников обоих типов, их следует разделить.
Так, в моём случае первый цветной источник освещал фронтальную часть головы. Поскольку я редко прибегаю к прямому жёсткому свету, для большей мягкости, я прибегаю к рефлектору с отражателем. Конечно, можно было бы попробовать фотозонт на отражение, но по каким-то давно сложившимся во мне принципам, я давно не использую в фотозонты в студийных условиях. Кроме этого, пара «рефлектор/отражатель» обладают гораздо большим простором для манипулирования световой схемой, например варьируя расстоянием между рефлектором и отражателем, можно контролировать такую характеристику света, как его жёсткость.
Что ж, я установил отражатель чуть выше камеры, на него же направлен и рефлектор с фильтром (116, Medium Blue-Green), т.е. у меня получился достаточно мягкий свет, хорошо освещающий и окрашивающий переднюю часть головы девушки, при этом освещаемые рисующим светом частки тела остались не потревоженными.
Поскольку я всегда ставлю модели далеко от фона, если только не стоит задача связать их с ним или со своей тенью, то вполне естественно что фон остаётся неосвещённым. Это удобно практически во всех случаях – модели освещаются отдельно, фон также отдельно.
Далее, я направил на неосвещённый фон рефлектор с сотами, на который предварительно нацепил цветной фильтр 116, а также диффузорный фильтр, чтобы пятно света расфокусировалось и плавно растянулось. В таких ситуациях больше всего подходят «полные» (216, White Diffusion) и «половинчатые» (250, Half White Diffusion) диффузные фильтры, какой конкретно – зависит от типа сот, которые вы используете.
Рефлектор с сотами и парой фильтров я разместил за моделью и направил на фон, по центру сцены. Градиенты хороши тем, что в отличие от плоскоосвещённого заднего плана, они хорошо передают пространство, а также органично гармонируют с световым и цветовым рисунком на теле модели.
Технические характеристики:
Камера — Hasselblad H3DII
Оптика — Hasselblad 4.0 210 mm
Диафрагма — f/9
Экспозиция — 1/200 сек
ISO — 400
По материалам: Олег Титяев