Упрощение композиции

Упрощение – одно из самых фундаментальных принципов построения композиции. Для грамотного упрощения необходима некоторая зацепка для упрощения, а именно – правило Третей. Простая фокусировка на деталях, не акцентируясь на остальной композиции ничего не даст.

Поэтому следуя правилу Третей нужно найти характерный предмет в удалении от отвлекающих деталей и выстроить ракурс так, чтобы выбранный предмет являлся неким смысловым центром фотографии.

Притягивающие внимание

Обдумывая способы упрощения и выбирая основные объекты для фокусирования внимания, полезно знать некоторые особенности, благодаря которым мы «воспринимаем» зрительную информацию. К ним относятся (в зависимости от важности, расположу по убыванию) такие объекты:

  • Глаза
  • Лица
  • Люди в целом
  • Животные
  • Светлые объекты расположенные на тёмном фоне
  • Тёмные объеты расположенные на светлом фоне
  • Объекты более тёплой окраски на фоне холодной окраски или бесцветных тонов
  • Объекты с высокой контрастностью

Под «важностью» я имею в виду то, что в случае соседства двух, сильных в смысловом плане объектов, приоритет должен отдаваться сильнейшему. Таким образом можно создавать яркие комбинации, например – фотография людей одетых в серое и смотрящие в сторону, тогда как среди них находится ярко одетый индивидуал смотрящий прямо в камеру. Вариантов может быть очень много!

Приведу наиболее правильные примеры упрощения композиции, в случае если вы уже знаете как построить кадр:

  • Увеличьте зум, или же подойдите ближе чтобы спрятать за рамки кадра ненужные детали
  • То же самое, только с уменьшением зума, для того чтобы в кадр попали общеплановые контуры – сцена, арка и т.д.
  • Панорамируйте
  • Сдвиньтесь влево или вправо, не побойтесь встать на колени или даже лечь, можно взобраться на предмет, поднять камеру и т.д. – всё для того, чтобы отвлекающие предметы не попали в кадр.
  • Используйте открытую диафрагму с небольшой глубиной резкости чтобы размыть отвлекающий фон, правда это не всегда срабатывает с цифровыми мыльницами.

Нужно избегать:

  • Срастаний объектов заднего плана с главным объектом, например дерево или столб, растущий из головы.

Конкурирующие центры внимания, например два человека, глядящие в камеру, но расставленные так, что не образовывают пару, то есть нарушен единый композиционный элемент.

  • Хаотизацию фона, например фоны с большой детализацией и высокой контрастностью, которые визуально поглощают главный объект съёмки. В этом случае хорошо помогают уменьшение зума, или небольшая глубина резкости.
  • Отсечения – половинки зданий, людей, животных и т.д. Если уж встала задача показать часть объекта, «отсекайте» правильно – не по суставам. Лучше захватить человека с половиной бедер, чем по колени.

Способы упрощения

Для наглядной иллюстрации вышеприведённых правил, я предлагаю взглянуть на фотографии, сделанные мною в Тире, в городе с двумя большими районами с руинами и раскопками, абсолютно замечательной местностью, но совсем не подходящей для фотографии, в связи с наличием огромного количества сложной детализации. Но некоторые идеи я всё таки применил.

Самое элементарное – выбрать деталь, и построить вокруг неё сцену:

или:

Ещё один способ – найти область или предмет, наименее захламлённые, и имеющие интересную текстуру, вокруг которого также нужно скомпоновать картину:

Следующим способом также можно выделить понравившуюся деталь – просто вооружите свою камеру широкоугольным объективом, перемещаясь назад, оставляя за кадром «хаос» и выстраивая большую картину:

или так (это не из Тира):

По материалам: Petteri Sulonen

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.47
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Zerkalo @zerkalow • 20 ноября, 15:45, 2009

    Название «Упрощение композиции» слишком упростило статью.

Ваш комментарий

К этому уроку нет работ, проделай урок и добавь фотографию первым
Фотографии сделанные на основе этого урока