Упрощение композиции
Упрощение – одно из самых фундаментальных принципов построения композиции. Для грамотного упрощения необходима некоторая зацепка для упрощения, а именно – правило Третей. Простая фокусировка на деталях, не акцентируясь на остальной композиции ничего не даст.
Поэтому следуя правилу Третей нужно найти характерный предмет в удалении от отвлекающих деталей и выстроить ракурс так, чтобы выбранный предмет являлся неким смысловым центром фотографии.
Притягивающие внимание
Обдумывая способы упрощения и выбирая основные объекты для фокусирования внимания, полезно знать некоторые особенности, благодаря которым мы «воспринимаем» зрительную информацию. К ним относятся (в зависимости от важности, расположу по убыванию) такие объекты:
- Глаза
- Лица
- Люди в целом
- Животные
- Светлые объекты расположенные на тёмном фоне
- Тёмные объеты расположенные на светлом фоне
- Объекты более тёплой окраски на фоне холодной окраски или бесцветных тонов
- Объекты с высокой контрастностью
Под «важностью» я имею в виду то, что в случае соседства двух, сильных в смысловом плане объектов, приоритет должен отдаваться сильнейшему. Таким образом можно создавать яркие комбинации, например – фотография людей одетых в серое и смотрящие в сторону, тогда как среди них находится ярко одетый индивидуал смотрящий прямо в камеру. Вариантов может быть очень много!
Приведу наиболее правильные примеры упрощения композиции, в случае если вы уже знаете как построить кадр:
- Увеличьте зум, или же подойдите ближе чтобы спрятать за рамки кадра ненужные детали
- То же самое, только с уменьшением зума, для того чтобы в кадр попали общеплановые контуры – сцена, арка и т.д.
- Панорамируйте
- Сдвиньтесь влево или вправо, не побойтесь встать на колени или даже лечь, можно взобраться на предмет, поднять камеру и т.д. – всё для того, чтобы отвлекающие предметы не попали в кадр.
- Используйте открытую диафрагму с небольшой глубиной резкости чтобы размыть отвлекающий фон, правда это не всегда срабатывает с цифровыми мыльницами.
Нужно избегать:
- Срастаний объектов заднего плана с главным объектом, например дерево или столб, растущий из головы.
Конкурирующие центры внимания, например два человека, глядящие в камеру, но расставленные так, что не образовывают пару, то есть нарушен единый композиционный элемент.
- Хаотизацию фона, например фоны с большой детализацией и высокой контрастностью, которые визуально поглощают главный объект съёмки. В этом случае хорошо помогают уменьшение зума, или небольшая глубина резкости.
- Отсечения – половинки зданий, людей, животных и т.д. Если уж встала задача показать часть объекта, «отсекайте» правильно – не по суставам. Лучше захватить человека с половиной бедер, чем по колени.
Способы упрощения
Для наглядной иллюстрации вышеприведённых правил, я предлагаю взглянуть на фотографии, сделанные мною в Тире, в городе с двумя большими районами с руинами и раскопками, абсолютно замечательной местностью, но совсем не подходящей для фотографии, в связи с наличием огромного количества сложной детализации. Но некоторые идеи я всё таки применил.
Самое элементарное – выбрать деталь, и построить вокруг неё сцену:
или:
Ещё один способ – найти область или предмет, наименее захламлённые, и имеющие интересную текстуру, вокруг которого также нужно скомпоновать картину:
Следующим способом также можно выделить понравившуюся деталь – просто вооружите свою камеру широкоугольным объективом, перемещаясь назад, оставляя за кадром «хаос» и выстраивая большую картину:
или так (это не из Тира):
По материалам: Petteri Sulonen
Название «Упрощение композиции» слишком упростило статью.