Азы подводной фотосъёмки
Подводный мир — это другая среда обитания, с иными законами, ведь под водой вы можете «парить» и «летать», в окружении других обитателей, для которых вы чужак и совсем не Царь природы. Кроме этого, вы получите новые, невероятно яркие ощущения.
Подводная фотосъёмка имеет две главные особенности, а именно: водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличными от воздушной среды. Во-вторых, вы должны уметь хорошо плавать. Также есть и ряд других нюансов, которые следует учитывать начинающему подводному фотографу, о них речь пойдёт далее.
Начать подготовку для первого подводного дебюта следует с подбора соответствующего оборудования, и конечно же с овладения техникой подводного плавания. Как только вы достаточно хорошо разовьёте плавательные рефлексы, можно будет приступить непосредственно и к фотоискусству.
Основное различие в технике съёмки под водой и на суше заключается в том что обе среды имеют различные физические характеристики. Напомним, что вода плотнее воздуха в 800 раз, и отсюда можно сделать первые выводы:
1. Каждые 10 метров погружения в водную глубину уменьшают видимый спектр света на один цвет. Спектр состоит из таких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. То есть через десять метров пропадает красный цвет, через двадцать — оранжевый, через тридцать — жёлтый и т. д.
Поскольку большая часть подводной фотосъёмки практикуется на глубине до 30 метров, можно смело представить воду как один сплошной сине-зелёный фильтр. Именно тут, начинающего фотографа и подстерегает первая серьёзная проблема. На такой глубине из цветового спектра уже «выбиты» самые тёплые цвета, но человеческий мозг, по прежнему продолжает выравнивать цветовой баланс, компенсируя их потерю, в результате чего фотограф видит полноцветную картинку. Похожую аналогию можно провести с флюорисцентным светом — все предметы будут окрашены в зелёный цвет, но человеческий глаз всё равно будет считать их разноцветными.
Поскольку, даже самые современные камеры не наделены таким мощным компенсатором цвета, в подводной фотосъёмке задействуется такой компенсирующий инструмент, как фотовспышка. Она решает такие задачи: выравнивает баланс цветов и конечно же исправляет проблему недостатка освещения.
2. Следует учесть и тот факт, что потеря энергии светового луча, прошедшего через 5-километровую толщу воды соответствует потери света прошедшего через 1 метр воды! Хорошо если над водой царит яркая солнечная погода, но если небо затянуто тучами? Время экспозиции под водой становится больше в разы, по сравнению с аналогичным процессом на суше. Эту проблему также способны решить импульсные осветители.
3. Поскольку водная толща изобилует миллиардами различных микроорганизмов и органической взвесью, которая поднимается в том числе и по вине передвижения самого дайвера, видимость под водой сокращается значительно, вплоть до одного-двух метров, а бывает достигает и нуля.
В этих условиях, предпочтительными объективами для съёмки подводных пейзажей являются широкоугольные объективы, или насадки с применением мощных подводных вспышек. Но здесь нужно помнить одно правило — какой бы мощностью не обладала ваша вспышка, максимальное расстояние между вами и снимаемым объектом не должно превышать полтора-два метра, на большее её мощности всё рано не хватит.
Именно поэтому, фотограф обязан максимально близко подплыть к нужному объекту, при этом вне зависимости от его типа — будь то человек, затонувший корабль или коралловый риф, передний план не только осветится, но и заискрит всеми цетами радуги, тогда как задний план будет затянут чёрно-синей палитрой, плавно переходящей в черноту.
Это и является основой для большого множества жанров подводных сюжетов, снятых с использованием широкоугольника. Например, кто-то любит снимать затонувшие корабли (wreckships), этот жанр так и называется — «Wreck» или «Рэк». Кто-то предпочитает снимать морских обитателей, особенно крупных животных, таких как тюлени, черепахи, манты или огромные косяки рыб, это другая категория — «Морские животные». Другие просто любуются подводными пейзажами с великолепными коралловыми «садами», или вертикальными спусками, отвесно спускающимися в бездну. При этом отлично будет смотреться человек, дайвер, попавший в кадр такого сюжета, что сильно оживит пейзаж, а также послужит основой для ещё одной категории — «Человек и море».
Также, под водой очень эффектно смотрится обнажённая натура. Но не стоит обольшаться отличными результатами, поскольку подводное «Ню» — довольно сложный жанр. Хотя бы для модели, ведь фотограф имеет с собой достаточный запас воздуха, тогда как девушке приходится позировать с задержкой дыхания, а это чревато недвусмысленным выражением лица и маленьким временным интервалом нахождения под водой. Да и недостаточно тёплая температура воды сыграет злую шутку с моделью, незащищённую гидрокостюмом — «гусиная» кожа смотрится конечно не ахти, вкупе с разьеденными морской солью глазами.
Тем не менее, попробовать себя в подводном фотоискусстве непременно стоит каждому фотографу хотя бы раз, и достигнутые успехи будут зависеть от степени подготовленности к этому новому для себя делу.