Световое граффити, или фризлайт: инструкция по рисованию светом
Размытые фотографии всегда считаются браком и, как правило, безвозвратно удаляются. Но только не те, которые делаются такими осознанно. Эти кадры в буквальном смысле отражают перевод слова фотография — «рисование светом», а называется новое направление в искусстве — световое граффити.
Иногда фотографии получаются размытыми. Это происходит из-за того, что за время, в течение которого матрица фотоаппарата открыта, в кадре происходит движение объектов. Именно они и оставляют за собой своеобразный шлейф. Как ни странно, но в точности такой же принцип лежит в основе нового направления в фотографии — световое граффити. В отличие от бракованных снимков, фотографии в стиле светового граффити создаются осознанно с помощью разных светящихся приборов и, между прочим, претендуют на настоящее искусство — в итоге, получаются картины, только нарисованные не красками, а светом. На Западе это направление еще называют «фризлайт»(freezelight) — замороженный свет, или можно встретить термин «люминография» — рисование светом. Именно так проще всего объяснить, что же на самом деле происходит со светом при съемке на длинной выдержке. Главное — длительная выдержка
Для того чтобы заняться световым граффити, крутая камера не нужна — сойдет и «мыльница». Главное, чтобы в ней был ручной режим съемки — это необходимое условие, так как для рисования светом придется оперировать тремя основными параметрами: выдержкой, светочувствительностью и диафрагмой. Выдержка в данном случае — это время, которое есть у фотографа, чтобы нарисовать святящимся прибором картину в воздухе. Пока затвор камеры открыт, на матрицу попадает свет, который при движении источника света на снимке превращается в линию. Соответственно, чтобы получить такие линии нужно время. Поэтому в световом граффити самое главное — длительная выдержка, длящаяся не менее пяти секунд. Этого достаточно, чтобы нарисовать символ или букву. Для задач посложнее нужна более длительная выдержка, например, 30 секунд. Однако это может послужить причиной появления так называемых цифровых шумов. Чтобы избежать такого неприятного эффекта, придется снизить светочувствительность до 50-100 единиц. С помощью диафрагмы можно регулировать количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение — тем меньше света, чем меньше значение — тем больше света.
Рисуем ночью светом
Одно из главных условий для фотохудожника, решившего заняться световым граффити, — это жесткая фиксация камеры. Небольшой порыв ветра или даже дыхание фотографа может свести на нет все творчество. Лучше всего поставить фотоаппарат на штатив. Если его нет, то подойдет любая жесткая поверхность: скамейка, каменный парапет, стол. Причем выбирать объект для съемки лучше всего днем — так проще найти место для установки камеры. Кстати, некоторые фотографы носят с собой пакетик с крупой, например, с гречкой. Есть такой старый прием — рассыпать крупу на неровную поверхность и поставить на нее камеру — так сгладятся все шероховатости.
Ну, а дальше остается только дождаться наступления ночи, так как лишь в темное время суток возможно поглощение света. Ночь, кстати, несет еще одно коварство, незаметное днем. Дело в том, что для рисования светом крайне нежелательны лишние источники света: уличные фонари, окна, фары машин. Эти источники по яркости близки к тем, которые будут использоваться для рисования или даже превышают их, и в таком случае картина просто не получится — нужный свет сольется с городским освещением.
Арсенал «фризлайтера»
Рисуют светом в одиночку или командой. Когда рисованием светом занимаются несколько человек, получаются невероятные кадры с многочисленными источниками света, зачастую разноцветными. Кстати, цветовая гамма «фризлайтеров» немного ограничена. Они могут использовать только красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый и белый цвета.
Для рисования светом подойдет практически любой светящийся предмет: фонарик, светодиод, зажигалка, горящая свеча, искрящийся бенгальский огонь и даже мобильный телефон — главное, чтобы он ярко светился. Однако чаще всего используются фонарики и лазерные указки. Эти устройства в отличие от других светящихся приборов мгновенно включаются и выключаются. А значит, появляется возможность создавать более сложные рисунки. Лазер вообще заслуживает отдельного разговора. В отличие от фонарика им нужно рисовать не в воздухе, а на объектах. Это может быть стена, дерево, мусорные баки, все что угодно. Фотографируется в таком случае отражение луча — та точка, которая блуждает по плоскости. Одно из самых увлекательных занятий для «фризлайтеров» — это поиск осветительных приборов. К сожалению, современные производители пока еще не наладили выпуск специальных фонариков для светового граффити, но зато наводнили ими магазины автозапчастей и хозтоваров.
Рисовать светом можно, используя даже простейший однодиодный фонарик: с его помощью получится самый простой и незамысловатый кадр. Чтобы добиться уникальных снимков, на которых запечатлены следы от разноцветного, огненного или многослойного света, нужно использовать более сложные приспособления.
Светодиодный жезл. Обычно он представляет собой тридцать небольших светодиодов, выстроенных в три ряда, но могут быть и другие комбинации. Питается такой жезл от простого аккумулятора. Искать девайс следует в хозяйственных магазинах или автомастерских, большая вероятность, что он найдется и на каком-нибудь интернет-сервисе, торгующем всякой всячиной.
Люминесцентная лампа. Места обитания этого девайса — все те же хозяйственные и автомагазины. По задумке производителя лампа должна работать от сети. Чтобы обеспечить еще больше возможностей для съемки, можно запитать ее от 12-вольтового аккумулятора. На люминесцентную лампу надеваются также цветные фильтры, которые делаются из полупрозрачных пластиковых канцелярских папок.
Лампы накаливания. С ними проблем побольше — 12-вольтовый аккумулятор в ряде случаев просто не сможет «выжать» из себя такое количество мощности. Поэтому проще найти хороший многометровый удлинитель. Если использовать небольшую хитрость в работе с лампой накаливания, можно получить необычный результат. Все что необходимо — это привязать к ней новогодний дождик. Важно следить за нагревом лампы при работе с дождиком, иначе, как минимум, запахнет жареным.
Парафиновая свеча. Обеспечит эффект огненного следа. При рисовании на улице свеча легко тухнет, однако и здесь есть выход — можно поставить свечу в стеклянный стакан или подсвечник, который будет защищать пламя от боковых дуновений. Кстати, стекло придаст дополнительную яркость огню.
Бенгальский огонь. Благодаря рассыпающимся ярким искрам дает «волосатый» след. Сложность в работе с ней, такая же, как со свечой, — невозможно приспособить выключатель, а значит прерывать след весьма проблематично.
Не бояться экспериментов со светом!
Для «фризлайтера» очень важно пространственное мышление. Если его нет или оно слабо развито — упорные тренировки помогут это дело исправить. Во время рисования светом, важно запоминать, где только что была проведена линия — это поможет контролировать композицию, и все детали рисунка будут именно на тех местах, где и должны находиться.
Упростить процесс рисования можно несколькими способами. Во-первых, нужно изобразить на бумаге то, что затем будет рисоваться в воздухе. Это поможет закрепить образ в голове. Во-вторых, все мы в детстве рисовали мелом на асфальте — можно вспомнить и этот навык. Днем рисуем на асфальте и стенах, а ночью в воздухе. Тем, у кого в прямом доступе есть школьные доски, будет еще проще. Третий способ — ориентироваться по находящемуся перед фотографом объекту. Можно представить рисунок на стене, находящейся позади штатива с фотокамерой, и обвести его фонариком.
Надев темную одежду, «фризлайтер» может подходить совсем близко к объекту рисования: на длинной выдержке возможно и не такое. А если фотограф замрет на мгновение, то его лицо попадет в кадр. Регулируя интенсивность света, можно сделать так, чтобы нарисованный светом объект был четким или наоборот. В общем, главное в искусстве светового граффити — не бояться экспериментов
Пабло Пикассо и первые «фризлайтеры»
На этой фотографии изображен художник Пабло Пикассо, рисующий в воздухе кентавра при помощи фонаря в своей гончарной мастерской. Как выяснилось позже, этот снимок принадлежит фотографу Гьону Мили, который сделал за свою жизнь несколько фотопортретов Пикассо. Фотография кентавра была создана при их первой встрече в местечке Валлаурис в 1949 году. Мили осветил художника светом вспышки, а Пикассо при помощи «светового карандаша» изобразил в воздушном пространстве кентавра.
Световой рисунок, сделанный Пикассо в воздухе и зафиксированный фотокамерой Гьона Мили, — на сегодняшний день свидетельство того, что именно эти замечательные художники были первыми «фризлайтерами».
Источник: http://mc.by/publication/2513/
красивый жанр….и понятно объяснено
Спасибо! Старался выложить максимально понятно.