Париж, который уже не вернуть в творчестве Эжен Атже
Французское искусство может похвастать целым рядом настоящих звёзд от фотографии, среди которых есть и те, кто начал фотографировать ещё в начале ХХ столетия. Один из них — Эжен Атже, настоящая легенда из прошлого, благодаря фотографиям которого, мы можем увидеть Францию в том виде, в котором её уже давно не существует. Самый уникальный проект Эжена, «Топография старого Парижа», вобрал в себя множество уникальных уличных фотоснимков, сделанных предтечей французской фотодокументалистики, в начале прошлого столетия, во время прогулок по Парижу и другим городам Франции.
Эжен Этже (Jean Eugene Auguste Atget) – выходец предместий города Бордо, где он родился в середине 19-го столетия. Жизнь Эжене Этже нельзя назвать лёгкой, зато она была очень интересной и наполненной приключениями. Кем только он не был… И юнгой на корабле, и театральным актёром, и художником, путешественником. Эжен перепробовал массу профессий, прежде чем он смог утвердиться в фотографии.
Фотографии нашего героя замечательны тем, что в них представлена жизнь такой как есть, без постановок и фальши, кроме того ощущается и акцентирование на поэтичности, особенно при виде городских пейзажей.
Так сложилось, что даже став фотографом, Эжен Этже не имел постоянных заработков, и настоящая известность к нему пришла лишь под занавес жизни, когда он был уже пожилым стариком, благодаря знакомству с Ман Рэем.
Своеобразный вид старого фотографа, появлявшегося на людях в старой, поношенной одежде и с накинутым на плечи чёрным покрывалом, стал визитной карточкой Эжена Этже, работающего над очередными уличными зарисовками. Его даже стали называть Папаша Этже. В таком виде. вооружившись громоздкой камерой на треноге, пожилой фотограф прогуливался по парижским улочкам, в поисках подходящего сюжета, достойного его внимания и внимания будущих потомков.
На снимках мы видим жизнь без каких-либо прикрас, прохожих, спешащих по своим делам по грязным улицам, мощённым булыжником, уважаемых персон, прогуливающихся вместе с семействами по аллеям парков или набережной Сены, мастеровых, ремесленников, детей, проституток… Фотограф заглядывал всюду, уделяя много внимания деталям, как будто чувствуя, что после него, этот материал станет очень важным для потомков, и мы с вами, спустя столетия смогли бы оценить жизнь Франции, которая на самом деле, имеет мало чего общего с тем, что мы видим в романтических и розовых драмах, посвящённых тому периоду истории.