Использование цветных светофильтров в чёрно-белой фотографии

Начать использовать различные цветные фильтры для ч/б фотографии можно лишь после того, когда вы поймёте принципы их действия. Знание этих принципов поможет вам реализовать своё творческое видение, что особенно актуально в случае с чёрно-белой фотографией, не побоюсь даже сказать, актуальнее чем для традиционного цветного фотографирования.

Большая часть специалистов, имеющих дело с чёрно-белым жанром всегда имеют при себе три-четыре светофильтьра различной направленности, которые они используют в зависимости от ситуации.

Самые распространённые виды светофильтров – красный, оранжевый и жёлтый, из которых самым сильным является красный. Оранжевый занимает срединную позицию в этом списке.

Выбор того или иного светофильтра будет зависеть от конкретной ситуации. Например, фотографы-ландшафтники снимают с оранжевым фильтром, что позволяет усилить драматичность неба, особенно в пасмурную погоду. И поскольку, оранжевый фильтр как и голубой заметно притемняют зелёные цвета, общая контрастность такой фотографии повышается: светлые тона не кажутся такими плоскими, как обычно они выглядят при съёмке в плохую погоду.

В солнечную погоду, когда полуденная контрастность и так высока, можно ограничиться одним жёлтым фильтром, наличия которого вполне хватит для усиления общего фона в таких условиях. Если же вы хотите увеличить контрастность картинки, то вам обязательно нужно воспользоваться оранжевым или красным фильтрами, но при этом соблюдайте осторожность, особенно если имеете дело с красным светофильтром. Вместе с значительным затемнением неба, красный фильтр затемняет и зелёный цвет, а вода с отражённым небом становится вообще чёрной… Одновременно усилятся и тени, поскольку они освещаются светом, отражаемым от неба.

Один из методов решения данной проблемы – разместить на переднем плане что-нибудь интересное, например объект, значимость которого не будет нейтрализована красным фильтром. В таком случае хорошо подходит светлый объект, выделяющийся на тёмно-зелёном фоне. Идеальный вариант – клумба с красными маками, которые будут хорошо осветлены этим фильтром.

Поначалу, вас может расстроить незнание оптимального выбора светофильтра, поэтому, если вы сомневаетесь в своём решении, сделайте кадр с тем фильтром, который по вашему мнению позволит получить наилучший результат. Затем сделайте ещё один дубль, но с более слабым фильтром, для подстраховки. Кроме этого сделайте третий вариант, вообще без использования фильтра. При печати с негатива у вас будет возможность сравнить все эти варианты.

И пусть вас не вводит в заблуждение мысль, что хороший чёрно-белый кадр можно получить лишь в комплексе с хорошим светофильтром. Это не так, поскольку 75% ч/б фотографий созданы без них, но характер и настроение передаваемого сюжета можно задать на стадии печати, используя различные фильтры, позволяющие контролировать контрастность, или же просто недодерживая фотографии при печати.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий