Другие фильтры, используемые в чёрно-белой фотографии
Кроме цветных фильтров, в чёрно-белом жанре можно экспериментировать и с другими светофильтрами, из которых по своему КПД выделим PL-фильтр. Вообще, PL-фильтр в первую очередь предназначен для цветной фотографии, но он неплохо себя демонстрирует и в чёрно-белой.
При использовании такого фильтра, синее небо, как правило, становится более насыщенным и тёмно серым, тогда как белые облака приобретают более выраженную чёткость и рельефность. Что-то похожее можно получить с помощью красного или оранжевого фильтра. Кроме вышеупомянутых эффектов, PL-светофильтр убирает и дефектные блики и отражения, что особенно актуально в архитектурном и пейзажном жанрах. PL-светофильтр нейтрализует также и свечения вокруг предметов.
Конечно же, как и говорилось выше, данный фильтр лучше всего использовать в цветной фотографии, так как он хорошо усиливает сочность красок, но зато в чёрно-белом варианте фотография делается боле чёткой.
Если вы желаете получить достаточно смелые и оригинальные кадры, совместите PL- и красный фильтр, что позволит получить очень драматичную картину, особенно если в кадре пейзаж: вода и небо станут очень тёмными, тогда как облака приобретут заметную яркость. Таким образом, снимая даже в яркий солнечный день, вы можете получить что-то вроде ночной фотографии. Правда увлекаться такой техникой съёмки с использованием PL-фильтра всё же не стоит, лучше пробовать её иногда исходя из самых подходящих творческих позывов.
В случаях, когда сюжет на переднем плане и освещённость неба значительно отличаются друг от друга, полученный ч/б результат будет очень схож с цветным изображением. Только если вы сделаете замер по переднему плану, вполне возможно рискуете получить передержанное небо. Для чёрно-белой фотографии этот дефект исправляется ещё на стадии печати: небо нужно удерживать под фотоувеличителем дольше обычного. Правда, эту стадию можно перескочить, вооружив объектив камеры непосредственно перед началом съёмки градиентным фильтром.
В ситуации с градиентом, существует много вариантов, а именно: снимая в цвете, можно было бы использовать Grad-ND, что позволило бы снизить яркость неба без ущерба его цветовой насыщенности. В чёрно-белой фотографии, необходимость думать о цвете отпадает, поэтому можно действовать гораздо смелее. Вместо стандартного Grad-ND-светофильтра, вы можете поэкспериментировать с оранжевым, жёлтым либо красным Grad-фильтром. В частности, последний позволяет нивелировать повышенную освещённость неба, но одновременно с этим вы получите эффект, подобный использованию полноценного оранжевого, жёлтого или красного фильтра.
Одно из полезных качеств цветных Grad-фильтров заключается в возможности использовать их для большего выражения неба, не воздействуя при этом на объекты переднего плана.
Некоторые специалисты, идут дальше, заказывая для своего творчества двойные фильтры, например с верхом одного цвета и низом — другого. Таким образом, компоновка красного и зелёного сделает небо более драматичным: нижняя часть фильтра зелёного цвета разделит тональность зеленой растительности переднего плана, осветлив её.
Оч. полезно!