Фотографируем витражи
Снимки витражей получаются тогда, когда фотограф концентрируется на какой-то определённой их части. Хоть такой кадр и потеряет своё окружение, но зато приобретёт более насыщенные цвета и усиление воздействия на зрителя.
Слово «витражи» пришло из латинского языка — vitrum обозначает стекло. Витражами обычно украшены многие церкви и соборы, они зачастую представляют большую художественную ценность для фотографа.
Одни ценят филигранную работу изготовления витражей, другие хотят оставить их изображения на память, а кого-то просто радуют яркие цвета.
Витражи оживают лишь тогда, когда через них проходит свет, и доказывать этот факт даже не стоит. Просто посмотрите на витражи с наружней стороны здания и перед вами предстанет безжизненная, скучная картина, а всё потому, что внутренний свет практически не пробивается наружу. Зато если оказаться внутри, то разница будет ошеломляющая — дневной свет проникает через разноцветные стёкла и заставляет ожить витраж во всём своём великолепии.
Врёмя для съёмок витражей нужно подбирать тщательно. Самые лучшие результаты получаются при ярком солнце и облачном небе, поскольку в таких условиях дневной свет приобретает рассеивающие качества, тогда как прямые солнечные лучи могут стать причиной появления бликов и чрезмерно ярких световых пятен.
Если солнечный свет не достаточно яркий, то вам понадобится штатив, хотя и без него можно приспособиться к съёмке, например прислониться к стене.
Использовать вспышки при фотографировании витражей не желательно, поскольку пропадёт богатство и насыщенность оттенков, которые видны лишь при условии что свет проходит через разноцветные стёкла.
В съёмке витражей нет ничего сложного. Самый простой способ заключается в том, что вы настраиваете свою камеру EOS на программный режим (Р), который сам выбирает наииболее оптимальную комбинацию выдержки и диафрагмы.
Отключите автоматические режимы PIC. Это связано с тем, что в этих режимах и в условиях низкой освещённости, у многих камер EOS активируется вспышка, что при съёмке витражей крайне не желательно.
Как бы не была богата цветовая палитра витража, камера всё равно сможет найти некоторый средний тон, так что для камеры не будет никаких проблем с определением наиболее точной экпозиции. Постарайтесь лишь заполнить стелянным шедевром весь кадр.
Если в витраже есть большие прозрачные просветы, или же вы также решили уделить внимание каркасу или раме, система экспозамера может запутаться. Чтобы получить правильную экспозицию в такой ситуации, лучше всего задействовать автоматический брекетинг экспозиции AEB, установив значение ±1.5 ступени. Если ваша камера не наделена такой опцией, попробуйте компенсацию экспозиции +1.5 ступени для сюжетов с прозрачным стеклом, и 1.5 степени — для кадра с тёмной рамкой витража.
Чтобы избежать попадания в кадр совершенно ненужных объектов, просвечиващихся через полупрозрачное стекло витража (людей, машин, деревьев), установите камеру в режим приоритета диафрагмы Av и небольшое диафрагменное число, чтобы размыть в фокусе всё, что находится снаружи.
Поскольку много витражей тянется ввысь, то фотографу приходится задирать камеру вверх, при этом витражи на готовой фотографии, как правило, выглядят падающими. В принципе, в этом нет ничего страшного — такая постановка вполне годится в роли некоторого художественного эффекта. Но если вы создаёте официальный снимок, например для архива, тогда необходимо избавиться от сходящихся вертикалей.
Для этого, оптическая ось объектива камеры должна находиться строго под прямым углом к витражу (сам витраж должен быть параллелен сенсору или плёнке). Вам понадобится некоторое возвышение, поэтому осмотритесь на факт наличия балкона или ступеней, с которых можно было бы снять витраж. Также, можно попробовать объективы из серии TS-E (Tilt&Shift). Одно из их достоинств заключается в том, что они довольно хорошо избавляют кадр от сходящихся вертикалей, поэтому такие объективы пользуются заслуженной популярностью у фотографов, специализирующихся на наружней и внутренней съёмке архитектуры.
Конечно, не всегда удаётся избежать сходящихся вертикалей, поэтому за неимением других вариантов, фотографируйте определённую часть витража, и на некотором удалении от него. В качестве объектива лучше всего подойдёт телеобъектив.
Если вы не уверены в качестве будущего кадра из-за ярко светящего через витражи солнца, то можно попробовать снять окружающий интерьер, предметы которого будут окрашены чудесными разноцветными сполохами.
Итак, наши выводы:
- Пользуйтесь программным режимом (Р).
- Отключите вспышку.
- Попробуйте оба варианта заполнения кадра: частью витража или целиком.
- Для съёмки подберите солнечный день с сплошной облачностью.
- Используйте брекетинг экспозиции для съёмки сложных сюжетов.
Фотографии - Patrick Edwards, David Cantrille, Graeme Peacock, Paul Exton.