О режимном времени: два изумительных часа
Еще раз вернемся к одной из самых важных составляющих талантливой фотографии. Ведь фотохудожник не просто хочет показать визуальную привлекательность фото, но и вызвать определенные эмоции у зрителя. На лучших фото очень точно и правильно соблюдены все необходимые составляющие, в т. ч. и правильное освещение. Помимо этого условия, есть масса других, не менее важных, но, согласитесь, неправильно подобранный свет просто загубит фото и ваши усилия.
Какой свет правильный? Однозначного ответа на такой вопрос не найти, ведь все зависит от того что хочет автор показать зрителю, — лепестки нежного цветка: один вариант освещения, торжественность заката: другой вариант, и так далее. Можно перечислять до бесконечности. Но все же существуют два заповедных «магических» часа. В этом случае, самым правильным и лучшим светом является мягкий, теплый, направленный свет который дает насыщенные краски, мягкость в тенях и на освещенных участках.
О нем много и часто говорят художники, ибо каждый из них ищет что то свое, неповторимое и старается запечатлить, чаще всего, именно в моменты этих «волшебных часов».
Первый волшебный час состоит из двух половин: полчаса после того, как солнце встало из за горизонта, ранним утром и полчаса до того момента, как солнце опустится за горизонт. Это время идеально подходит тем, кто фотографирует пейзажи и дикую природу.
Вот короткая характеристика такого света с фотографической точки зрения:
Цветовая составляющая: Свет теплый и имеет небольшую составляющую «чистого» белого света. Объекты приобретают теплые, насыщенные цвета.
Тип: Свет мягкий, дает мягкие глубокие тени, плавные переходы между яркими и темными участками
Направление: В основном боковое или тыловое, которое подчеркивает текстуру и рельеф.
То есть первый магический час придает изображению сочные, насыщенные краски, делает переходи плавными и подчеркивает текстуру, рельеф. Отличные условия для создания пейзажей.
- Посмотрите как работает первый магический час на примере следующего фото:

Естественный красный цвет скалы подчеркивается теплым освещением, мягкий свет создает аккуратные тени и передает естественную рельефность поверхности. Это все тому, что солнце стоит очень низко над горизонтом, но все еще видимо.
- А на этой фото показано положение солнца в полдень:

На примере показано положение солнца и земли в полдень. Чтобы понять лучше, что происходит со светом, сравним свет в середине дня со светом в первый «волшебный» час.
Атмосфера разделена на две части: нижний слой, что насыщен кислородом, и верхний, который имеет меньшую концентрацию кислорода. Молекулы воздуха в нижних слоях атмосферы и есть ключ к пониманию разницы между полуденным светом и светом в первый волшебный час. Молекулы в нижних слоях больше рассеивают холодные, синие лучи чем теплые. Верхний слой так же рассеивает синие лучи, но гораздо меньше чем нижний слой. Солнечным лучам в полдень нужно преодолеть кратчайшую дистанцию, перед тем как они достигнут точки Земли, где находится фотограф.
- А на этом изображении показано положение земли и солнца в первый «волшебный» час.

Легко заметить, что солнце стоит очень низко над горизонтом относительно фотографа. При этом его лучи преодолевают гораздо больший путь через слои атмосферы к фотографу, в процессе чего рассеивается гораздо большее количество синих лучей. Длинный путь солнечных лучей приводит и к тому, что рассеиваясь, свет становится более мягким чем в полдень. Лучи солнца как бы скользят вдоль поверхности земли и объектов, создавая длинные тени, подчеркивающие рельеф и текстуру.
Второй «волшебный» час не так популярен как первый, но состоит так же с двух половинок: полчаса до того, как первые лучи солнца появятся из за горизонта на восходе, и полчаса после того как солнце скроется за горизонтом на закате (даже около 15 – 20 мин. Затем интенсивность света сильно снижается).
Вот его фотографические характеристики, из — за атмосферного положения:
Цветовая составляющая: Свет очень теплый и дает очень насыщенные цвета.
Тип: Мягкий свет
Направление: В основном освещаются только облака, все остальное погружено в тень
Первый и второй часы отличаются лишь тем, что во втором часу освещаются только облака, а все остальное погружено в тень. Но с другой стороны, цвет неба и облаков в этот момент имеет сверхнасыщенные краски и теплоту. Самые сочные по цветам закаты и восходы получаются именно в это время.
- Здесь вы видите второй «волшебный час» и облака:

Спустя несколько мгновений после того кК солнце спряталось за горизонт было сделано это фото (самое начало второго «волшебного» часа).Цвета неба насыщены, а все остальное в тени.
- А вот еще один вариант показывающий второй «волшебный час» и облака:

Теперь солнце за горизонтом относительно фотографа и свет проходит гораздо больший путь, чем в первый «магический» час. Белые облака идеально показывают насколько насыщенный свет падает на них,все остальное — находится в тени.
Но облака не должны быть тяжелыми, иначе они блокируют свет (дождевые тучи).
Если облака отсутствуют, или есть легкая дымка, можно получить иной результат с примерно таковыми характеристиками света:
Цветовая составляющая: Зависит от условий, свет может быть как холодным так и теплым
Тип: мягкий свет
Направление: Свет не отражается от чего либо, поэтому явного направления нет
В этом случае свет раскрашивает небо одновременно и теплыми и холодными тонами.
- Следующий пример «волшебный час» (ясное небо)

Холодные оттенки сосредоточены вверху и плавно переходят в теплые, что сконцентрированы внизу.
Это и есть основой и изюминкой фото, остальное не столь важно.
- Второй «волшебный час» + ясное небо

На примере показано направление лучей. Они просто насквозь проходят через атмосферу, большей частью через нижний слой, что дает теплый оттенок, но само небо аккумулирует рассеянные синие лучи. Вот поэтому мы имеем и теплые, и холодные тона одновременно
И напоследок, — помните что возможно у вас с первого раза и не выйдет то, чего вы так ждете, но никто и не говорил, что работать с использованием магического часа легко.
Пораньше вставая и ложась попозже, вы сможете, в конце концов, дождаться своего магического часа и сделать фото, которым сможете гордиться.
в волшебные часы волшебные фоторезультаты!
хотелось бы указать на один небольшой «недочет» рассуждений на полседней и предпоследней схеме с планетой
если нарисовать ее в масштабе (радиус земли 6500 км, а высота облаков около 10 км), то «длинный путь через атмосферу» окажется не таким уж и длинным, по сравнению со второй схемой