Творческое макро с малой ГРИП
В основе этой разновидности макросъёмки – выражение сцены не за счёт резкого фокуса на главном объекте, занимающем большую часть плана кадра, а наоборот, «выпячивание» резкостью лишь некоторых деталей главного объекта, оставляя его самого за пределами фокуса.
Вот некоторые примеры использования малой глубины резкости. Из оборудования был задействован макрообъектив 90 мм, камера установлена в режим приоритета диафрагмы с значениями f/2,8 — f/4,5. Как видим, основная часть главного объекта находится за пределами фокуса, отчётливо различимы лишь некоторые его детали, занимающие гораздо меньшую площадь кадра, что лишь усиливает эффект объёмности. Отдельно отмечу, что данный результат можно получить непосредственно съёмочным процессом, без вмешательства с инструментами графического редактора. По 5-бальной шкале сложности этот приём заслуживает уверенной «тройки».
Как это достигается? Автор задействовал камеру и макрообъектив с вышеупомянутыми характеристиками, плюс ко всему он обеспечивал масштабирование 1 к 1. Я рекомендую вам использовать зеркалку с оптическим видоискателем, что даёт возможность корректировать фокус в ручном режиме, а ещё вооружитесь штативом с корректируемым наклоном центральной колонны. Это позволит попробовать самые различные положения камеры.
Кстати, у штатива Benro A-298 также имеется возможность смены углов наклона центральной колонны. В 1-ом рабочем положении центральная колонна установлена вертикально, во 2-м положении колонна горизонтальна, что с успехом и применялось в этой съёмке.
Камера с макрообъективом в рабочем состоянии. Модель штатива: Benro A-298m8, шаровая головка Benro B-1, с противоположной стороны аппарата подвешен груз.
Этапы съёмки:
1 шаг: Вытаскиваем центральную колонну и ставим её перпендикулярно оси нашего штатива, над фотографируемым объектом. Проверяем надёжность закрепления штативной колодки, если нужно затягиваем винт покрепче и подвешиваем груз, чтобы утяжелить штатив. Это требуется для достижения максимально точного кадрирования, т.е. расположение объектов будет контролироваться смещением корпуса самой камеры.
2 шаг: Вращаем большой диск шаровой головки, пока камера не закрепится. После этого, ослабив средний диск, подбираем состояние наиболее плавного перемешения камеры в различные положения.
3 шаг: Переключаем камеру в режимы ручного фокуса и «приоритет диафрагмы». Настраиваем резкость. Первые кадры делаем на максимальном отверстии аппертуры. Двигая камерой и вращая фокусировочное кольцо объектива достигаем оптимальной резкости главных объектов.
4 шаг: Ещё раз проверяем резкость каждого участка, а для этого увеличиваем кадр на экране фотокамеры.
5 шаг: Прикрываем диафрагму на 1-2 ступени и создаём ещё один кадр. Продолжаем снимать с небольшими отклонениями в настройках до тех пор, пока не получим оптимальный результат.
Снимки пересылаем на ПК и на большом экране отбираем наилучшие варианты.
Конструктивные особенности штатива заключаются в том, что независимо от положения центральной колонны вы можете вращать камеру вокруг оси штатива, что очень удобно в макро.
Ключевой нюанс – отбор наиболее подходящего объекта съёмки и точность фокуса. Как правило, в макросъёмке, чтобы получить наилучшую резкость, устанавливают максимальное диафрагмирование, но в разбираемом случае – наоборот, отверстие расширяется, а сила размытия контролируется подбором объекта с конкретным размером, наклоном и т.д. Именно поэтому так важен правильный выбор штатива.
Эти фотографии создавались с такими настройками: эквивалентное фокусное расстояние 90 мм, 160с, f/4,5, компенсация -0,3 EV баланс белого — автоматический, режим ручной фокусировки.
При съёмке в макро с малой глубиной резкости, рекомендую использовать рассеянное освещение без ветра и прямого солнца, для светлых объектов используйте экспокоррекцию -0,3 — -0,5 Ev. Эффект боке будет зависеть от типа объекта, поэтому постарайтесь вооружиться хорошей оптикой.