Капельная феерия

Чтобы научиться создавать такую красоту, необходимо знать много тонкостей. О них и пойдёт речь в нашей статье.

Первый вопрос – капельки какого вещества подходят для фотографирования? В принципе, это может быть банальная вода, но у неё есть одно неприятное свойство – она смачивает стекло, которое в большинстве случаев служит подложкой для опытов, а также капельки воды будут упрямо растекаться по стеклу, попутно приобретая неправильные формы.

Многие специалисты рекомендуют использовать глицерин, который приобретает капельки правильной формы, достаточно высокие и объёмные. Но для начала, несколько слов о смачиваемости поверхностей жидкостями, этом важнейшем в нашем деле параметре. Для его оценки используется понятие краевой угол смачивания, т. е. наклон капельки при контакте с поверхностью. Если угол наклона < 90°, то такая поверхность является "-фильной» по отношению к жидкости, ну а если угол > 90° – считается "-фобной». Так, чистое стекло является гидрофильным, в связи с тем, что его краевые углы смачивания водой – порядка 30-40 градусов, в зависимости от марки и степени чистоты стекла.

Но если мы хотим получить красивейшую россыпь идеально круглых поверхностей, то нам нужна только гидрофобная поверхность, например материалы из пластика, о которых пойдёт речь далее. Ну а пока снова вернёмся к подающему надежды глицерину.

У глицерина также есть минусы. В принципе, это вещество ценят, насколько я помню, за то что он не высыхает под лучами студийных софитов и за довольно медленное сползание по наклонной поверхности из-за своей вязкости. Но это всё больше подходит для рекламной, не макрофотографии – всякой ярко-жёлтой жижи в бокале, с кубиками желатиновых «льдинок» и стеариновым яблоком, покрытым глицериновыми каплями росы. Если сегодня не получился этот натюрморт, его можно продолжить снимать завтра, ничего не меняя в композиции. Но это не наш случай.

Глицерин не так уж легко выдавливается, порой его выцеживают из шприца по капельке, тогда как весьма эластичная вода образовывает при разбрызгивает красивые и закономерно построенные узоры из маленьких и крупных капелек. Такой хороший эффект можно получить при использовании регулируемых пульверизаторов в помещениях с высокой влажностью, например в ванной. Но самые маленькие капли оказываются слишком недолговечными и испаряются, при этом в виде пара конденсируются на купных капельках. Также, более крупные капли втягивают в себя более мелкое окружение.

В конце концов, в потугах добиться какого то баланса в постоянно сливающихся, испаряющихся и конденсирующихся капельках воды фотографу приходится прибегать к некоторым уловкам. Например, рекомендуется распылять воду пульверизатором в два-три захода, с небольшими промежутками времени.

Раз уж мы решили попробовать воду в качестве строительного материала, встала задача уменьшения смачивания поверхности. Как я уже говорил, обычно я использую пластиковые поверхности, например тонкие и прозрачные папки, которые продаются в любом канцелярском магазине. К тому же, я рекомендую использовать папки разных цветов, которые одновременно послужат отличными светофильтрами для создания световых эффектов. Только пластик нужно использовать аккуратно, поскольку он быстро царапается и при макрроувеличении царапины на поверхности хорошо проявляются. Вместо папок, можно также попробовать пластмассовые коробочки от CD/DVD-дисков, которые, судя по снимкам, имеют угол смачивания около 90 градусов.

Ещё один вариант – обработка стекла каким-нибудь гидрофобным веществом, например средством «Антидождь», которым обычно протирают стёкла автомобилей. Или же попробовать жидкость для чистки очковой оптики. Некторые из подобных средств позволяют увеличить угол смачивания водой до величин более 90 градусов.

Попурри из капелек

Варьируя освещением, расстояним светофильтров до капелек и т.д. можно получить различные типы отражений.

Так, сочетая светофильтры, можно создать вот такие «мячики»

Перебежчики

Взрывв RGB-пространстве

Sony DSC-R1/Raynox DCR-250/DCR-150. Параметры: 71.5 mm, 1/320 s, ISO 160, f/11.

На этом снимке изображена граница алюминиевого уголка и лежащей на нём жёлтой папки с нанесёнными капельками. Освещение – контровое, от настольной лампы, отражённое от жестяной крышки от консервирования золотистого цвета. Также использована слабая вспышка с рассеивателем и коррекцией -2.0 EV.

Вечерами камни летают неслышно…

Между небом и землёй

Дорогой Эльдорадо

Нажми меня

Главная капля

Кроме непосредственной съёмки моего пластмассово-водного мира был задействован небольшой сопутствующий комплекс работ в ФШ: обрезка краёв, чистка шумов, замазывание видимых царапин и пылинок, повышение чёткости и уменьшение изображений до WEB-стандартов. Цветность и контрасты оставлены без изменений, кроме «Между небом и землёй» и «Нажми меня».

По материалам: Дмитрий Доливо-Добровольский

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий