Свет и тень при близком освещении
Ключевая проблема при ближнем расположении источников света – быстрое уменьшение силы светового потока (обратный квадратичный закон), т.е. чем ближе осветитель к фотографируемому объекту, тем быстрее ослабляется освещённость и зачастую даже в пределах натюрморта, его первый предмет нормально освещается при f11, тогда как предмет находящийся за ним – уже на f8. Иногда, эту особенность можно использовать себе во благо, например когда вы хотите отделить светом фотографируемую модель или объект от окружающего фона.
Но бывает так, что этот эффект лишь мешает. Для исправления ситуации, источник света можно сдвинуть чуть дальше, после чего ниспадение не будет таким резким, но одновременно с этим ваш свет начинает «расплёскиваться» по остальному окружению сцены, а иногда вам просто не хватит мощности имеющихся осветителей на более-менее приемлемое освещение, особенно в предметной фотосъёмке, для которой вы пытаетесь получить хорошую глубину резкости без компоновки её «кусочками», а одним кадром, например при выставленной диафрагме f16.
Как и в случае с солнечным светом, фотограф может решить эту проблему с помощью отражателей.
Давайте рассмотрим простой пример. Я разместил один источник света немного слева-сзади от натюрморта:
Выставленная диафрагма f11 и выдержка 1/400 создали довольно ровную экспозицию, тем не менее тени всё ещё глубокие. А теперь попробуем то же самое, но в комплексе с отражателем:
Тени немного открылись, вместе с этим в качестве дополнительного бонуса отметим более чёткие чем в первом варианте края ложки.
Кстати, а что было бы, если в вашем натюрморте ложка находилась первой, непосредственно перед вспышкой?
Да, она отразила бы импульс вспышки и другие предметы находящиеся в комнате! А так, мы хитро добились того, что ложка смогла отразить лишь яблоко и совсем чуть-чуть – свет отражателей. Тем самым у нас получилось миновать головоломку с избавлением от бликов и отражений на металлической поверхности ложки.