"Перспективный" ликбез

Мир который нас окружает выглядит объёмным, потому что так видят наши глаза, которые по своей сути есть ничто иное, как оптическая стереосистема, которая передаёт мозгу разные картинки, позволяющие ему вычислить расстояние до видимых нами объектов. Похожий принцип используется в механизмах фокусирования дальномерных фотокамер, таких как Киев-4, хотя устройство любого фотоаппарата (кроме стереоскопических) по сути «одноглазое». Стоит нам зажмурить один глаз, как сразу понимаем, насколько убогим видится мир, без привычного ему объёма. Тем более, попробуйте сделать это в парке или в лесу – великое множество деревьев и их веток превратится в одну пёструю, неоднородную массу.

Фотографы всего мира заняты одним и тем же – как максимально реалистичнее передать плоскую картинку, снятую «одноглазым» устройством, так, чтобы полученное изображение обладало объёмностью реального мира. И для этого используются те же приёмы, какие очень давно с успехом начали применять древние живописцы.

Линейная перспектива

Стоит вам встать возле длинного и прямого участка дороги, как вы сразу увидите простейший пример линейной перспективы: устремление обочины трассы куда-то далеко в манящую дымку, такое же параллельное уменьшение столбов с фонарями, только сверху… Именно совмещение подобных друг-другу по направлению параллелей помогает нам перенести на плоскую поверхность монитора или листа фотобумаги чувство объёма реального мира.

Похожим способом воспроизводятся и идентичные своими размерами объекты, которые расположены на разных расстояниях от местонахождения фотографа – те же деревья, чем дальше они будут находиться от вас, тем меньше они будут казаться.

Тональная перспектива

Удалённые объекты иногда выглядят более размытым и светлыми, чем расположенные ближе к вам. Причина тому – рассеивание света, а также определённые качества воздуха, в немалой степени связанные с влажностью, временем суток, погодой и т.д. Кроме настоящей, тональной перспективы, её можно сымитировать посредством фокусировки объектива, когда нужная сцена находится в центре резкого фокуса, а остальная часть, как правило более удалённая, размывается.

Тональный контраст можно получить после продуманного построения композиции, например, расположив более тёмные объекты на переднем плане.

Воздушная перспектива

Такая перспектива получается когда местность по мере удаления от вас светлеет и теряет свои контуры, контрастность и резкость. Обычно это бывает из-за атмосферных проявлений, и как уже упоминалось выше – влажности, рассеивания света на воздушных молекулах, смога, пыли и т.д. Зачастую, воздушную перспективу соотносят с тональной, при этом контровое освещение удачно служит союзником обеих, ведь лучи встречного вам света рассеиваются лучше, чем прямой свет солнца средь ясного неба.

Но перейдём немного от теории к практике. Чтобы создать нижнее фото автор не поленился выбраться из дома в раннее, туманное утро (параметры: 1/50c; f/8; 200 ISO). Я постарался применить все доступные в тот момент способы передачи пространства. В первую очередь, речь идёт о линейной перспективе – это деревья, которые на заднем плане, по вполне понятным причинам, выглядят меньше чем на переднем. Упомянем и тональную перспективу, осветляющую и размывающую дальние элементы местности. Также в наличии и воздушная перспектива, возникшая из-за интенсивного рассеивания света и поглощения его влажной взвесью тумана. Если и у вас ситуация и местность позволит совместить похожие перспективные проявления, то вы обязательно получите отличный кадр.

Ещё один наглядный пример перспективы – той что линейная, я покажу ниже.

Как мы уже говорили, линейная перспектива характерна сведением основных линий, с одновременным уменьшением объектов, которые находятся вдоль них – фонари, деревья, здания и т.д. Тем не менее, тут присутствуют некоторые тонкости, о которых не стоит забывать, а именно:

Есть разница, как именно будет скользить взглядом зритель рассматривая вашу картину. Удаляется ли от зрителя дорога, или наоборот, приближается? Некоторым покажется, что это не имеет значения. Но, скажем, вы хотите чтобы дорога устремлялась вдаль, а вдруг для зрителя восприятие картины будет противоположным? Ведь задача каждого фотохудожника – передать своё видение и настроение зрителям.

Решить эту задачу не так уж и сложно. Нужно учитывать, что люди европейской внешности, при рассматривании картинки, в первую очередь скользят взглядом по наиболее контрастным областям, а в в других случаях – сверху вниз или слева направо. Если ваша дорога сужается справа налево…

…то зрителю скорее всего покажется что она движется к нему из глубины кадра, если же слева направо…

…то – устремляется от зрителя, но бывают зрители у которых подобные сюжеты вызывают неоднозначную трактовку. Во избежание подсознательного ассоциативного блуждания восприятия, картине можно придать эдакую «однозначность», с помощью добавления некоторых элементов – тех же автомобилей, удаляющихся или приближающихся. Хотя, если в кадре присутствуют объекты, которые одним лишь своим движением задают правило воспроизведения картины, танцы с бубном вокруг подачи перспективы не имеют значения.

По материалам:kiev4.narod.ru

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий