Гистограмма – руководство к действию или просто рекомендация?

Представьте что вы заблудились, а с собой у вас нет никаких средств, которые помогли бы сориентироваться на незнакомой местности. Ваши действия? Первым делом вы попытаетесь определить стороны света, затем пойдёте в сторону автомобильного шума или же поредения леса, тем более что в случае с дорогой, дорожные знаки подскажут ваше место пребывания.

Исходя из описанной ситуации, к гистограмме можно применить такую же аналогию. Нужно всего лишь знать какое изображение перед вами – 8-битное или 16-битное, формат JPEG или RAW, какое соотношение пикселов различной яркости по всем трём цветовым каналам… И если первые два параметра предполагают лишь два варианта ответа – + или —, то для третьего, ответов может быть великое множество, ведь для обычного изображения это 256 градаций яркости от белого к чёрному по всем трём каналам, и так для каждого пиксела. Получается, что сойти с верного пути гораздо легче, чем в неизвестном лесу, так что простор для экспериментирования в этом случае широкое.

Гистограмму придумал наверняка очень умный человек. Её форма зависит от конкретного изображения. Например, на ночных кадрах левый край будет очень забит, тогда как правая сторона будет пустой. Портреты полученные в «высоком ключе», наоборот, имеют гистограмму с дырой в левой части

Гистограмма представляет собой 256 градаций яркости в каждом цветовом канале, т.е. мы имеем 3 гистограммы каждого канала и одну общую, но не конкретно для каждого пиксела, а с распределением имеющихся градаций исходя из веса каждого яркостного уровня (в математике похожее усреднение имеет своё название – средневзвешенное).

Так, если изображения пикселов имеют белый цвет, причём больше каждого из остальных яркостных уровней, то в правой части гистограммы мы увидим чёрную линию снизу вверх и все остальные будут рассчитаны по отношению к ней, т.е. если количество белого возрастёт, количественное отношение к нему других цветов уменьшится, поскольку численность пикселов в картинке фиксировано и вся остальная часть гистограммы спустится к низу.

Современные редакторы также имеют в своём инструментарии гистограмму в том или ином виде. Многие фотошопперы подтвердят что с её помощью можно успешно контролировать обработку изображения. А в интерфейсе Lightroom гистограмма вообще вынесена на передний план, при этом править картинку можно непосредственно влияя на само её отображение, просто растягивая или сжимая зоны теней, средних тонов и светов, тем самым буквально на лету корректируя контраст.

Кроме того, предусмотрено и своевременны включающиеся предупреждения о забитых тенях или пересвечивании, причём делается это с учётом разных каналов, например можно пересветить в красном или же передать приличную детализацию в остальных двух. Разве не мечта фотографа?

А как быть, если ваша фотография страдает предельной контрастностью, например с белым равным 255,255,255 и чёрным на нулях, при том что вы планировали создать более мягкую картинку, например лощину плавно растворяющуюся в сером утреннем тумане? А может быть вы сфотографировали ночную улицу, где более 60% поля кадра залито чёрным, а сама гистограмма перетянулась в левую часть.. Что делать в этом случае?

Итак, что первично, гистограмма или собственные глаза? Многое зависит от конечной цели использования фотографии, например, коммерческие фотографии делают контрастными и цветными, ведь так? Днло в том, что даже если заказчик, который понимает в фотографии чуть больше нулевых значений чёрного цвета, тем не менее способен различить контрастный снимок и обычную серость (чтобы далеко не ходить, обратите внимание на настройки телевизоров в каждом доме, даже у вас – цвет на полную катушку, контраст также зашкаливает, соответственно идентичный подход и к изображениям). В коммерческой фотографии только заказчик определяет результат и если ему что-то не по душе в ваших работах, значит вы дурак :), а точнее вы просто не до конца поняли поставленную задачу.

Совсем другое дело, если вы сделали фотографию для себя. Взгляните на этот кадр, вспомните те помыслы, которые вы хотели воплотить и что предстало перед вашими глазами в готовом виде – на экране компьютера или даже на бумаге. Глаза и есть тем финальным критерием оценки качества фотографии и ваш мозг самостоятельно определит её успешность.

И никакая гистограмма не послужит в этом деле помощником, потому что она абсолютно не понимает что изображено на вашей фотографии. Для неё туман – это просто набор пикселов различной светосилы, а это значит что никогда не доверяйте оценку своей картины гистограмме – это что то вроде замены собственного биологического мозга пусть даже на самый продвинутый полупроводниковый ширпотреб Intel.

Резюме таково: Фотографы всех мастей, не делайте из себя роботов, а просто откройте глаза и посмотрите на мир через видоискатель своей камеры. Если гистограмма что-то вам и рекомендует, то к этому нужно относиться лишь как к рекомендации и не более того. За вами же остаётся полное право на свободу действий.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий