Замечательная тройка: (диафрагма, выдержка, чувствительность). Часть 1.
В нашей статье мы рассмотрим подробно, но без излишеств самые главные технические параметры и аспекты влияющие на фотографию, но только те, которые формируют её художественное содержание. Зная эти параметры в лицо и умело ими оперируя, вы сделаете ваши фотографии более содержательными, и просто качественными. Описанные приёмы будут доступны владельцам фотокамер любого уровня, разве что кроме плёночных «мыльниц».
Для начала напомню, что слово «фотография» пришло с древнегреческого языка и переводится как «светопись». Свет проходит через объектив камеры, попадает на светочувствительный элемент (плёнка или матрица), и фиксирует на нём изображение. Поэтому любому становится ясно что, в каком виде попадёт свет в камеру, в таком же виде изображение и получится, то есть многое зависит от интенсивности освещения и того, как снимаемый объект освещён.
Работая в фотостудии, вы сами являетесь хозяином положения и собственноручно настраиваете свет. Для этого у вас под рукой имеется определённый набор фотографических аксессуаров, например фотовспышки, рефлекторы и т.д.
Но в большинстве случаев, особенно при съёмке в естественных условиях, освещённость от нас не зависит, и с этим остаётся только смириться.
Если мы не в состоянии усилить освещённость объекта, тем самым усилив попадающий в объектив свет, то нам остаётся только её либо уменьшить, либо не уменьшать, а постараться достичь наибольшей яркости, на которую способна оптика объектива. Одновременно мы можем регулировать чувствительность камеры к свету, путём её уменьшения или увеличения. В таких ситуациях большое поле для манёвров представляет цифровая фототехника, которая обладает большей гибкостью, труднодостижимой для плёночных камер.
Но, обо всём по порядку. Свет, проходит через объектив с определённым набором линз, который можно упрощённо сравнивать с увеличительным стеклом фокусирующим изображение на поверхность.
В детстве нам многим доводилось прожигать что-нибудь лупой, и ещё тогда замечали что чем больше диаметр линзы, тем сильнее она выжигает. Это естественный физический закон — чем больше площадь линзы, тем больше света она собирает и фокусирует. Кроме того, мы знаем что линзы различной толщины и размеров, для того чтобы сфокусироваться, должны находиться на соответствующем расстоянии от поверхности. Это расстояние называется фокусным расстоянием. Та самая жгущая яркая точка является ни чем иным, как маленьким сконцентрированным изображением солнца. Не смотря на то, что кроме этой точки мы не видим ничего более что может перенести линза, например облака, деревья, дома, на самом деле отражение этих объектов тоже есть.
Правда дети не задумываются над тем что чем больше фокусное расстояние линхзы, тем больше проступает сфокусированное изображение небесного светила, и именно на этом факторе основывается способность фотообъективов увеличивать объекты, попадаемые в его поле зрения.
Итак, чем больший диаметр имеет линза, тем больше света она концентрирует. Линзы нельзя ни растянуть, ни увеличить, их размер в объективе постоянен, зато количество света можно уменьшить, а для этого внутри объектива имеется специальная круговая заслонка, которая уменьшает просвет. Это так называемая диафрагма.
Способность уменьшать освещённость наверное не имела бы практическкого смысла, но она позволяет задействовать некоторые очень важные художественные приёмы, о которых пойдёт речь далее.
Степень перекрытия просвета объекта измеряется специальной величиной, так называемым относительным отверстием, то есть диаметром просвета к фокусному расстоянию. Например, значения 5.6 / 8 / 11 говорят о том, что диаметр просвета меньше фокусного расстояния на 5.6, 8 или 11 раз. Эти значения подобраны так, чтобы каждое из них уменьшало освещение на определённый шаг. Эти цифры, в принципе абстрактны, но позволяют понять следующее: чем выше выбирается значение, тем меньше становится просвет объектива.
«Дозировать» свет, кроме регулирования диафрагмой, можно и ограничением времени, в течении которого свет фиксируется фотоэлементом. Это, так называемая выдержка, измеряемая в долях секунды. Традиционные значения выдержки на фотоаппарате типа 30, 60, 100 имеют соответствие 1/30, 1/60, 1/100 секунды.
От продолжительности выдержки зависит немалая часть художественных эффектов, вместе с этим она отвечают за качество фотографии. Например очень короткие выдержки при съёмке с рук избавят вас от риска «смазывания» изображения, возникающего из-за колебаний камеры. Но на подобных ситуациях мы остановимся чуть позже.
Вот свет прошёл через просвет диафрагмы и, с помощью тщательно дозированной диафрагмы, зафиксировался на матрице вашего фотоаппарата. Матрица, естественно, также должна обладать рядом присущих для неё качеств, например способностью удержать изображение при той яркости которую определила диафрагма, и в течении времени определённого выдержкой.
Эта способность называется чувствительностью, которую на цифровых камерах можно как ослаблять, так и усилять. Чувствительность измеряется в специальных единицах ISO, унаследованных ещё от своих плёночных аналогов. Чем выше значение ISO — 100, 200, 400 и т. д., тем большей чувствительностью обладает матрица камеры. При недостатке света, мы как бы можем увеличить его количество за счёт увеличения чувствительности к имеющемуся освещению.
Итак, мы коротко обрисовали базовые качества этих самых важных параметров в фотографировании. Понимая их природу, умея комбинировать их возможности, не противореча общим принципам создания хорошей, «живой» и качественной фотографии, можно отлично разнообразить свой арсенал художественных приёмов.
Продолжение следует…