Правила построения композиции

В этой статье мы рассмотрим основные принципы построения композиции, которые должен знать каждый фотохудожник. Взгляните на картины великих мастеров и вы увидите, что из холста в холст повторяются одни и те же приёмы. Этот подход справедлив и к фотографам, которые, как известно, «рисуют светом».

Перспектива

Выбирая композицию снимка, важно использовать непривычные углы съёмки. Диагональные направления линий и их пересечения, значительно усиливают привлекательность снимков, в отличии от строгих вертикальных и горизонтальных объектов. В комплексе с необычной перспективой, вам удастся сделать фотографию более объёмной. Экспериментируйте с объективами, зачастую оптические искажения выгодно дополняют сюжет.

Меняйте углы съёмки

Фотографии будут смотреться, если они будут сняты под необычным углом. Данный снимок сразу привлекает к себе внимание, ведь он был создан не только с крайне малого угла, но и потому, что объектив камеры был повёрнут таким образом, что образовалась уходящая ввысь по диагонали перспектива. Для такого приёма пробуйте разные объективы, как например широкоугольник, или «рыбий глаз». Снимайте с различных положений, даже лёжа на земле.

Создавайте "рамки"

Заключение кадра в «рамку» — это довольно простой приём композиции, который можно использовать практически во многих случаях. С помощью такого построения, взгляд зрителя не покидает пределы фотографии, концентрируясь на главном объекте. Окна, арочные проходы и дверные проёмы очень подходят для рамочной композиции, но при этом контролируйте экспозицию, используйте экспокоррекцию для правильной настройки баланса. Если вы пользуетесь автоматической экспозицией, пробуйте нажимать на спуск наполовину, одновременно направив объектив на яркий источник света. В результате, края кадра погрузятся в темноту, а «рамочное» построение кадра приобретёт дополнительный эффект.

Горизонт

Снимая горизонт, старайтесь чтобы линия горизонта была строго горизонтальной, располагайте её выше или ниже середины кадра, но никак посередине. В этом снимке мы задействовали несколько приёмов композиции. Инструмент Rotate (Вращение) дал возможность выровнять пейзаж, а инструмент Crop (Вырезать) удалил ненужный орнамент по краям снимка.

Правило третей

Очень широкое применение в современной фотографии имеет так называемое правило третей, т. е. кадр делится на девять одинаковых частей с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий, при этом четыре самые важные точки снимка располагаются в местах пересечения линий. Любой объект, размещённый в этих точках, будет выигрышно смотреться.

Очертания и формы

Всегда ищите наиболее привлекательные фактуры и формы, выстраивайте композицию кадра основываясь на их параметрах. Обычно, хорошо смотрятся гладкие и округлые формы на фоне сельской местности, или тяжёлые и угловатые в городских районах. Чтобы «очертить» кадр, ищите заслуживающие внимание детали на переднем плане, но старайтесь чтобы камера фокусировалась на всём сюжете.

Глаза в глаза

Старайтесь создавать такую композицию снимка, при которой взгляд зрителя не покидал бы его границы. Используйте кривые линии, S-образные формы и треугольники, которые помогут вам добиться желаемого эффекта. На нижнем снимке взгляд зрителя как бы «путешествует» по «треугольнику» — от лица к компьютеру, и снова к лицу, тем самым привлекая внимание зрителя на соответствующих деталях снимка. Принято считать, что объекты и люди будут смотреться лучше, если их на снимке будет нечётное число.

Эксперименты с редактированием

Если вам не удалось найти подходящий угол съёмки, попробовать варианты композиции можно на стадии редактирования снимка. На нижней фотографии хорошо видно, что скучный ряд пляжных домиков был «оживлён» с помощью Photoshop: вырезав с помощью инструмента Marquee (Лассо), скопировав, развернув на 180 градусов и снова добавив его, у нас получился эффект зеркального отражения.

Порядок в кадре

Следите чтобы в кадр не лезли посторонние объекты, будь то классический фонарный столб, как бы растущий из головы модели, или прохожие люди, бредущие по улице, а может и просто заглядывающие вам в объектив зеваки. Если нечто подобное произошло, избавиться от нежелательных элементов изображения вам поможет инструмент фоторедактора Clone (Клонировать). Постоянно контролируйте чтобы яркие объекты не находились на краю кадра, а задний фон не был слишком оживлённым, поскольку он будет только отвлекать от главного объекта.

Объект в фокусе

Ваш основной объект, который и служит сутью всего съёмочного процесса, должен всегда находиться в фокусе и чётко отображаться. Используйте чистый и неперегруженный фон, чтобы глаза зрителя не блуждали по фотографии.

При использовании режима телеобъектива, не забывайте что изображения «сжимаются», а при широкоугольной фотосъёмке, проявляется большая глубина. В большинстве случаев, рекомендуется располагать объекты слева направо. Если не получается, то на этапе редактирования картинку можно инвертировать, конечно же при условии что в кадр не попали надписи и цифры.

© Автор: Екатерина Кузнецова, www.photogeek.ru
+1.01
Оцените пост
Екатерина Кузнецова
@Lexit

Комментарии

Ваш комментарий