Фотографируем детей. Часть 1.
Все мы люди, и многие из нас уже имеют детей. Они растут и начинают ходить в детский сад. Откуда периодически, как правило перед праздниками, с горящими глазами, прибегают к вам и рассказывают что завтра придёт дяденька/тётенька с фотоаппаратом. Оставим финансовую сторону услуг фотографов, для детей ничего не жалко, хуже когда, при осмотре готовых снимков, вы понимаете что к этому фотографу не мешало бы применить более расширенное название «горе-фотограф» (как правило жена или бабушки/дедушки не видят этого безобразия, для них главный – тот, кто запечатлён с щербатой улыбкой и помятыми заячьими ушками :)
И вот вы, весь такой мудрый и суровый пользователь цифровой мыльницы 3-летней давности, понимаете что момент истины настал, пора показать всем «кузькину мать».
Именно для вас следующий материал. Будем думать, что вы успели ознакомиться с некоторыми базовыми знаниями в области фотографии (речь идёт не только о нажатии на кнопку затвора:), но и втайне от второй половины приобрели недорогую камеру, пусть даже это будет ультразумовая модель со всеми причиндалами – аккумуляторы, карта памяти, кофр, зарядник и т.д.
Итак, в первую очередь вы договариваетесь с воспитателями о предстоящей фотосессии, при этом в качестве дополнительного стимула пообещайте им бесплатные снимки. В этом нет ничего зазорного, традиции и правила хорошего тона требуют того.
Обычный жанр фотографий из детского сада можно разделить на два вида – групповая фотография и индивидуальный портрет. Хотя, в случае получения «добра» от воспитателей можно попробовать и третий вариант – поснимать этих бестий с встроенными генераторами беспорядочного движения как есть, в их собственной среде обитания. Как правило, обычно детки стесняются, но уже через 20 минут, особенно если вы дадите потыкать пальцем в объектив, вы будете для них как родной.
Итак, вы поняли что хотите получить, сценарии продуманы, теперь нужно взглянуть пристальнее на оборудование что есть у вас в наличии.
Для каждой фотографии главное – свет, поскольку без него ни одного хорошего снимка не получится. А в детсадах, обычно, с хорошим освещением проблемно – стандартные лампы накаливания или люминисцент плюс слабый дневной свет из окон. Потолки повыше чем в квартирах, а стены, как правило, цветные или раскрашены картинками, то есть с отражением импульса от фотовспышки могут возникнуть сложности. Значит нужно позаботиться о освещении самостоятельно.
В крайнем случае, вам вполне хватит обычной цифровой мыльницы с встроенной вспышкой, но посчитаем что вам хочется получить нечто большее чем голубоватые рожицы неземных эльфов. Вместе с этим вариант с организацией на месте фотостудии с полноценным набором осветительного и остального сопутствующего оборудования вам также, категорически не подходит, в плане денег и опыта. Давайте-ка подберём для вас нечто среднее…
Начнём с организации группового снимка. Обычно, детей расставляют в три ряда – первый ряд сидит на стульчиках, второй стоит сзади, а третий ряд также стоит, но уже на стульчиках. Воспитательниц ставят также в третьем ряду, в силу своих «недетских» размеров, без стульчиков.
Подобная схема обычно имеет длину 4-5 метров, 2 метра в высоту и около 2 в глубину. Исходя из того, что помещения для съёмок не очень просторны, широкоугольный зум или фикс всё же должны быть в вашем арсенале, иначе будет трудно захватить всех присутствующих да ещё с нужным качеством резкости.
Чтобы фишки детей не размазались по диагонали как любят это делать широкоугольники в столь экстремально тесных для себя условиях, постарайтесь максимально увеличить дистанцию между вами и первым рядом. Крамольную мысль, мелькнувшую у вас в голове о том что не мешало бы попробовать портретный объектив отбросьте сразу. Наилучшее фокусное расстояние в похожей ситуации – 350-40 мм для полного кадра либо 24-28 мм для кропа.
Имеющейся на камере встроенной вспышки для большой группы людей не хватит, а тащить с собой букет импульсников и софтбоксов, если вы даже ими успели обзавестись, вам также будет неудобно. Хорошим выходом из сложившихся обстоятельств будет внешняя вспышка, обладающая нормальным ведущим числом и рассеиватель, в качестве которого может послужить как Lumiquest, так и лист обычного белого ватмана, который следует прикрепить к вашей вспышке под углом 45 градусов, как проиллюстрировано ниже:
Заодно запаситесь батареями для вспышки, чтобы в нужный момент вы не бежали на полусогнутых на улицу в ближайший магазин. В то время пока детей рассаживают, у вас будет достаточно времени (рассаживание детей занимает больше времени чем кажется :) чтобы настроить ваш одноглазый курумультук и вспышку к нему.
Лично я в большинстве случаев выставляю вспышку в ручной режим и максимальную светосилу импульса, тем самым я могу достаточно уменьшить отверстие апертуры и обеспечить хорошую глубину резкости.
Чтож, дети рассажены/расставлены, аппаратура готова к бою. Съёмочный процесс начните с оценки предстоящего сюжета в видоискателе, желательно чтобы в кадре было поменьше пёстрых и аляповатых деталей (ну за исключением выдающихся моментов симпатичных воспитательниц :) Кстати, такую предварительную оценку нужно желательно производить как минимум два раза – перед расстановкой группы, когда вы подбираете для своей камеры подходящее местоположение и перед тем когда группа сформирована и вы готовы нажать на кнопку, но хотите убедиться что в кадр не попадёт валяющаяся игрушка, или часть швабры с ржавым ведром. Но не была бы работа фотографа так легка, если кажется что на этом все трудности закончились…
Теперь нужно следить, чтобы никто не моргал, не корчил рожи, не ёрзал на стульчике, «заражая» своим шевелением рядом сидящих. В видоискателе за этим сложно уследить, поэтому лучше всего снимать с камеры установленной на штатив, тем самым до последнего момента контролируя обычные проявления детской неусидчивости.
Делайте дубли, да побольше…. Примерно десяти кадров хватит, на большее не замахивайтесь, дети устанут делать умный вид, меньше – рискуете не получить хоть один вменяемый, статичный снимок. На нижней фотографии, специально уменьшённой и с посредственной редкостью я показал результат такой съёмки, позволяющей изучить подобранную экспозицию (модель Canon EF-S, 18-55мм/3.5-5.6, 1/180 c, f/5.6, 100 ISO):