Небольшие компоновочные советы для начинающих.

Для меня, как и для многих других фото-художников самым важным в фотографии является композиционно-эстетический момент. Это, знаете ли, как хороший вкус в одежде, сделает любого, даже самого неприятного человека очаровательным.

Бытует мнение, что хорошего фотографа отличает хорошая техника. Так ли это? Рунет сегодня прямо-таки пестрит жуткими псевдохудожественными фотографиями, с явно хорошей технической частью. Думаю, вы понимаете, о чем я. Отсутствие знания самых наибанальнейших азов правильной компановки бракует фото с самого корня его появления. Разумеется, можно свести такие ошибки к «творческому решению» или к «я художник, и это мое видение» и бла-бла-бла… Но, надо ли? К слову, фотографа, получившего художественное образование, видно сразу. Дилетанта с зеркальным «оружием» в руках тоже. Контраст же?

Собственно, я хотела просто поделиться какими-то советами, данными мне когда-то мастерами более высшего класса, выводами из собственного творческого опыта, знаниями, подчеркнутыми из специализируемой литературы и т.п.

Сразу начну с цитаты из горячо любимого мною пособия Митчела Э. «Фотография»:

«Основные качества хорошей фотографии:

Поскольку фотография передает в плоском изображении трехмерные предметы, должен быть найден способ отражения на снимке глубины изображения, ощущаемой при взгляде на трехмерные объекты. Для этого часто используют тень, отбрасываемую телом при естественном или искусственном освещении. <…>

Хорошая фотография должна нести значительную информацию, которую необходимо передать зрителю. <…> Иногда желательно предоставлять зрителю возможность самому домысливать сущность фотографии. Необходимо, чтобы на снимке присутствовали сюжетно-важные детали, а все лишние были опущены.»

Чтобы получить интересный, логичный и понятный зрителю сюжет, фотографу необходимо как бы увидеть готовую картинку в собственном воображении до того, как он нажмет на спуск. Процесс же домысливания, развития собственной идеи должен продолжаться в течении всей съемки.

Вдохновение и даже искренняя одержимость воплощением какой-либо идеей - это уже полдела на пути к созданию чудесного творения. Это тот самый волшебный катализатор который превращает обычные снимки в так называемые «сильные».

Выбор модели:

Один мой знакомый фотограф дал мне когда-то совет: «Старайся не снимать подружек, сестру или своего мужчину». Я долго не понимала, почему? Во-первых, хорошо знакомому человеку легче раскрыться перед тобой. Во-вторых - ты давно знаешь такую модель, все ее слабые места, все сильные черты, эмоции…

Ответ лежал на поверхности: К родным людям мы относимся несколько сглаженно. Фотграф же должен уметь критически оценивать модель. Плюсы и минусы внешности, характера. Чтобы знать - что подчеркивать, а что наооборот, оттенять.

В тему еще одна цитата из Митчела:

«Свадебные фотоснимки, изготовленные по заказу, должны нравиться жениху и невесте, а также их родителям. Снимки, получаемые для собственного удовольствия должны нравиться только фотографу. Если у фотографа есть цель - стать признанным мастером, то его работы должны удовлетворять вкусам профессиональных критиков и самой взыскательной публики».

Композиция:

Те, кто читал мои комментарии, наверное заметили, что композиция - моя больная тема.

Может пять лет в художественной школе наложили свой отпечаток на мои оценки, но не суть. Одно ясно: компановка - моя любимая тема.

Существует ряд композиционных клеше. Для профи есть красный крестик правом верхнем углу :) а для начинающих, они действительно важны, это некий базис.

Начну, как обычно, с банальности:

Следует избегать резкости всех предметов в кадре. Для усиления выражения перспективы необходимо дефокусировать, к примеру, задний план. Это дает больше выражения главному объекту фотографии.

Восприятие масштабности можно усиливать за счет хророшо знакомых глазу объектов.

Например большие фигуры людей на фоне крошечных элементов города и т.п. дает зрителю понять с какого растояния был сделан снимок.

Расстояние и масштаб можно так же менять при помощи линии горизонта. «Если линию горизонта расположить в верхней части снимка, то акцент делается на окружающем ландшафте. Если л.г. расположить в нижней части снимка, то будет подчеркиваться небо. Если л.г. вообще не включать в снимок, то создается ощущение ограниченности кадра»

В фотографии необходим смысловой центр. Его расположение имеет кучу нюансов.

Не рекомендуется четкое расположение по центру или с краев. Есть одно правило, оно, правда старо как мир, но все же:

«Центр композиции должен располагаться в одной из четырех точек пересечения воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на три равные частипо обоим направлениям. Это правило рекомендует фотографу не делать снимков строго симметричных или асимметричных».

Фотопортрет.

Самый любимый жанр. Самый популярный. Самый подходящий для заработка.

Обычно портреты снимают в фотостудии с использованием заднего фона. На портрете обычно показывают только голову и плечи модели. Тем не менее часто встречаются и исключения из правил композиции.

Обычно не рекомендуется, чтобы при портретной съемке модель смотрела прямо в объектив, а плечи располагала перпендикулярно к камере. Такая поза необходима для карточек «на паспорт» и т.п., и обычно приводит к статичному характеру снимка. Тем не менее в отдельных случаях, где необходимо показать статичное напряжение или непреклонность она будет оправдана.

Взгляд:

Модель может смотреть прямо в кадр или мимо него.

В первом случае возникает чувство некоей близости со зрителем, эффект общения. Во втором - степень отвлеченности выражения лица может варьироваться за счет направления взгляда, а так же насколько далеко от камеры находится человек.

Различные черты лица и степень их явности можно корректировать поворот головы модели или точкой съемки.

К примеру, если у модели большие оттопыренные уши, ей необходимо повернуть голову и смотреть мимо фотоаппарата. Таким образом - одно ухо будет спрятано за головой, а другое не будет казаться выступающим.

Если фотокамера находится слишком близко к модели, то близлежащие части лица, например нос, будут казаться чересчур большими по сравнению с размерами удаленных частей лица. Та же ерунда и с руками, плечами и т.п.

Теперь о кадрировании.

Плохо, когда макушка модели упирается в край кадра. В этом случае - либо резать лоб, либо оставлять больше воздуха над головой.

Не стоит резать руки по суставам. Из-за этого они выглядят обрубками.

Еще есть такой момент, как теснота кадра.

Когда, к примеру лицо занимает настолько большую площадь кадра, что пропадпает ощущение воздушности, зато возникает излишняя утяжеленность. Но этот случай слишком индивидуален.

Чувство правильной композиции обязательно приходит с опытом и по прошествии определенного количества времени. Самое главное для начинающего - уметь учиться на советах профессионалов, на чужих ошибках и работах. Меньше общать внимание на положительные отзывы и уделять больше критике.

Да, еще: низкая самооценка в случае изобразительного творчества - это хорошее качество. Пока мы умеем судить свои работы с отрицательной точки зрения - у нас есть резерв, куда двигаться дальше.

Если я в чем-то неправа, готова выслушать (в этом случае правильнее будет, наверное, «вычитать»:)) все замечания!

© Автор: Анастасия Жирова, www.photogeek.ru
+0.7
Оцените пост
Анастасия Жирова
@Hose_Arkadio

Комментарии

  • Гость • 21 июня, 13:28, 2011

    Спасибо большое, Анастасия, очень разумная статья.

    Пару лет периодически смотрю ваши новые фото, многое нравится. Искренне желаю дальнейших успехов!

    Марго-пока-из-Апатит

  • Денис @BANZAI • 23 июня, 11:08, 2011

    хорошая статья, заплюсую:)

Ваш комментарий