Практика правильного портрета
Крупный план
Хорошие и очень интересные портреты получаются снимая модель крупным планом, когда снимок передаёт лишь лицо или часть лица. Уверяю, ошибкой не считается вариант, при котором лицо не вписывается полностью в рамки кадра. Можно смело убрать макушку, уши и даже оставить одни глаза. Вы имеете на это полное право, тем более если фотографируемый человек хорошо узнаваем. По крайней мере, лучше передать соответствующий взгляд человека, выразительный и проницательный, чем серый, непримечательный портрет с ног до головы по стойке смирно.
В крупноплановых портретах возрастает эмоциональная нагрузка каждого элемента, важной становится каждая мелочь. Косметика, небритость или причёска – всё это будет хорошо подчёркиваться.
Лицу модели не обязательно полностью помещаться в кадре
Ракурс
Мы знаем, что портреты будут выглядеть отлично в том случае, если камера располагается на уровне глаз снимаемой модели. Таким образом, как бы достигается непосредственный контакт с человеком. Но это решение нельзя назвать идеальным. Существуют десятки других вариантов, из которых вам нужно выбрать тот, который больше передаёт эмоций и динамичности.
Можно снимать сбоку, снизу и даже сверху, но при этом нужно учитывать недостатки модели, например лысину, крупный нос, низкий лоб и т.д. Само собой разумеется, эти качества фотографу нужно максимально «сглаживать».
Если у модели маленькие глаза, снимайте её с небольшого расстояния и расположив камеру так, чтобы камера была немного сверху от глаз. Если нос имеет выраженную горбинку, снимайте с переднего плана, вытянутое лицо лучше снимать сверху, а широкое – снизу. При большом носе, постарайтесь выбрать точку съёмки немного ниже лица, при этом попросите модель немного откинуть голову назад. Склонных к полноте людей снимать в профиль не рекомендуется, лучше найдите точку, при которой двойной подбородок был бы незаметен. Если человек лысеющий, расположите за его спиной тёмную ткань или другой тёмный фон, который подчеркнёт волосы на голове.
Во время съёмки будьте деликатными, по отношению к недостаткам модели
Всегда уважайте людей, скрывайте их физические особенности, которые могут выглядеть неэстетично. Например, снимая людей пожилого возраста, подберите достаточное расстояние, чтобы морщинки на лице и коже не подчёркивали их возраст. Если вы не снимаете старость как таовую, не делайте детализацию снимка максимально чёткой, слегка смягчите кадр. Для этого настройте объектив на широкую диафрагму (f2-4) и фотографируйте без жёсткого света.
Глубина резкости снимка
Глубина резкости в портретной фотографии имеет ключевое значение. Портрет во весь рост должен быть резким, но не всегда. В этом случае установите диафрагму на f5.6–f11 или выше, если позволяют возможности камеры. Выигрышно будут смотреться портреты с размытием, когда модель отделена от заднего фона. Это можно достичь с максимально раскрытой диафрагмой f2–f4, при этом ГРИП значительно уменьшается, вследствии чего, всё что расположено перед фотографируемой моделью и за ней «размывается». Позаботьтесь чтобы перед человеком не было посторонних объектов, а задний фон имел более-менее однородную текстуру – листва деревьев, горная дымка, морская или небесная синева. Будет хуже, если в качестве фона послужат многоэтажки, заводские трубы, оголённые ветви деревьев и т.д.
В момент фокусировки, следите за тем, чтобы в фокус попали глаза. Снимок получится визуально нерезким, если глаза не попадут в фокус, даже в том случае, если рот и нос получатся сверхрезкими. Помните, глаза – это зеркала души, поэтому уделяйте им максимум внимания. Если нет возможности передать резкость обеих глаз, постарайтесь сфокусироваться на самом близком к зрителю глазу.
Размытый задний план портретов выигрышно подчёркивает портреты
Снимая портреты, вам понадобятся телеобъективы. Для отделения человека от заднего пространства и придания ему размытости лучше всего подойдут стёкла с фокусным расстоянием 500 мм (стандарт) и по возрастанию, в эквиваленте 35-мм плёнки. Фотографировать человека широкоугольником не стоит, поскольку вы получите искажения черт лица, но если речь идёт о групповом портрете, то без широкоугольного объектива, конечно, не обойтись.
Освещение
Успех любой фотографии, в том числе и портретной, зависит от света. При каком освещении лучше всего снимать? Самое лучшее освещение – дневное, при котором вы выставляете минимальное значение чувствительности 50–100 ISO. Низкий уровень чувствительности обеспечивает более деталезированное и качественное воспроизведение, с естественными тональными переходами и сочными цветами.
И наоборот, повышая чувствительность ISO, изображение рискует получиться более грубым и «грязным», проигрывающим оригиналу. Поэтому, предварительно установите оптимальный уровень ISO, при котором кожа не будет окрашена в цвета, допустим, наждачной бумаги.
В некоторых случаях, например когда искусственно создаётся эффект зернистости плёнки в чёрно-белой фотографии, чувствительность можно завысить, но это скорее редкие исключения.
Снимая в помещении , лицо модели можно подсвечивать заполняющей вспышкой
Какое время дня лучше всего использовать для портретной фотосъёмки. Менее всего подходит яркий солнечный полдень. Снимки сделанные в это время обычно страдают пересвеченными областями и контрастными, слишком тёмными участками теней, при этом зачастую лица получаются тёмными. Лучше всего снимать ранним утром или ближе к вечеру, поскольку в такие периоды солнечный свет обладает подходящей мягкостью, наилучшей с точки зрения фотографии. Также, хорошие портреты получаются и в пасмурную погоду.
Снимая в помещении, постарайтесь чтобы оно имело широко открытое окно. Встаньте спиной к окну так, чтобы свет из него беспрепятственно освещал модель. Встроенная вспышка не является лучшим решением для портретной фотосессии в помещении. Учтите, что съёмка с включенной вспышкой с расстояния менее одного метра превращает лицо в сплошной плоский блин, а на расстоянии три и больше метров, вспышка практически бесполезна. Поэтому, съёмка на каких-либо торжествах, банкетах со встроенной вспышкой да ещё с применением зума, с художественной точки зрения малопродуктивно. Конечно, лучший результат обеспечит внешняя выносная вспышка, особенно профессионального класса, но порой это бывает дорого, да и неудобно вообще-то. Лучше всего иметь камеру с поворотной встроенной вспышкой – таким образом можно как бы «застелить» световым импульсом потолок.
Если потолки расположены слишком высоко, неровные, или же их цветная текстура поглощает свет от вспыхивания, попробуйте наклонить головку блица в сторону фотографируемого человека. По возможности, старайтесь не «пыхать» прямо в лоб.
Для отделения человека от заднего пространства и придания ему размытости лучше всего подойдут стёкла с фокусным расстоянием 500 мм (стандарт) и по возрастанию, в эквиваленте 35-мм плёнки. Это ж скока надо выпить?
?????????