Студийная схема постановки света при классическом теневом полуобороте

Сначала о том, что такое классический теневой полуоборот,— это такое положение, при котором обращенная к нам сторона находится в тени, а удаленная хорошо освещена рисующим светом. Получается, что большая часть лица притемнена, а меньшая - хорошо освещена.

На рис.1 мы видим стандартный софтбокс 60х90, что расположен прямо над камерой. В таком случае падающих теней на лице этой очаровательной гипсовой головы (далее Модели), что так любезно согласилась нам позировать, увидеть не придется (см. схему 1). Голова обращена вправо, следовательно, и лампу мы должны двигать вправо, но насколько далеко заносить свет в контровую область и как высоко поднимать лампу? Отвечаю,— надо выдержать два условия, благодаря которым все само собой образуется: тень от носа должна смыкаться с собственной тенью щеки и должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз нашей очаровательной Модели.

При Рембрандтовской постановке света (ее так иногда называют), объемы лица проявляются в более живописной форме (рис. 2). Второй вариант постановки света в этом случае, — разместить лампу так, чтоб ее тень пряталась в носогубную складку, при этом требование к тому, что она должна смыкаться с тенью щеки можно не соблюдать, ибо складка сама по себе очень хорошо маскирует тень от носа. Но у гипсовых Моделей их нет… :-) .

Фото 1. Прямой свет от камеры

Фото 2. Боковое положение

Схема 1.

Схема 2.

Чтоб добиться смыкания тени носа с тенью щеки двигаем лампу и вперед—назад (фронтальнее—контровее), и вверх—вниз. При смене положения лампы и треугольник будет видоизменятся,— то вытягиваться, то сужаться, становится шире или короче… невозможно описать какую либо идеальную схему постановки света на все случаи, ибо все люди индивидуальны и не только формой головы, посадкой глаз, размером носа и губ, но и внутренний их мир отличается один от второго. Нельзя мерить всех одной меркой. Если вместо того, чтобы искать образ, работать с моделью, раскрывать внутренний мир, фотограф по полтора часа ищет положение источника света, можно быть абсолютно уверенным — удачного портрета не получится. Поэтому в начале обучения нужно потратить какое-то время просто на то, чтобы научиться мгновенно — за 3—5 минут ставить более или мене точный свет, в котором потом начинается поиск «тонких» эффектов. Вы должны видеть присущую конкретному человеку индивидуальность и, исходя из нее, быстро и профессионально настраивать свет для съемки.

Но мы говорили том, как разобраться с заполнением, а точнее, с контрастом света на голове Модели. Тут есть два пути: получать высококонтрастную, графичную картинку,— для этого с теневой стороны нужно поставить «негра» или «французский флаг» — матовый черный отражатель (фирменный или просто кусок черной блестящей ткани). Во многих случаях, правда, не нужен даже и отражатель — если вы работаете с одной лампой в студии, стены которой не белые или светло-серые, то необходимый контраст получится сам собой; уложить диапазон яркостей сюжета в классические 5 ступеней,— тогда использование отражателя просто обязательно. Но не забывайте, что работаем мы с одним источником света. В таком случае наиболее выгодно срабатывает передне—боковое положение отражателя — рис. 5. Ни снизу (рис. 3), ни сзади—сбоку (рис. 4) отражатель не создает заплонения. Правда, когда отражатель расположен совсем сзади, он дает неплохой свет на волосы — так называемый классический контровой свет, но красивое изображение можно получить лишь скомбинировав такой свет с белым передне—боковым отражателем. Попросту говоря сначала уложите сюжет в 5 ступеней при помощи передне—бокового отражателя, а только потом устанавливайте второй сбоку—сзади и ищите рисунок контрового света.

Фото 3. Отражатель снизу

Фото 4. Отражатель сбоку—сзади

Фото 5. Отражатель сбоку—спереди

Схема 3.

Схема 4.

Схема 5.

Схема 3. Вид сверху

Схема 4. Вид сверху

Схема 5. Вид сверху

При съемке портрета по схеме теневого полуоборота возникает несколько проблем:

  • Качество на порядок ухудшается, потому что свет от лампы попадает в объектив, не смотря на то, что источник света находится вне кадра, но прямой свет все же попадает на переднюю линзу объектива, пусть и под углом. Это приводит к ухудшению контраста, резкости и цветопередачи. Решить эту проблему проще всего с помощью бленды или шейдера. Хотя в профессиональной практике чаще просто ставят большую черную панель, которая заслоняет камеру от прямого света.
  • Свет, под маленьким углом буквально скользя по поверхности лица человека, подчеркивает все неровности кожи, она начинает сильно блестеть и портрет, в общем, получается неаккуратным и неопрятным. Первый способ дает почти 100%-гарантию, что эта проблема не возинкнет - достаточно «собрать» лицо с помощью тонального крема или хорошей пудры. Это несложная операция, и ей имеет смысл научиться любому портретному фотографу - к сожалению, не всегда под рукой оказывается толковый визажист. Второй способ дает эффект лишь в половине случаев - можно использовать поляризационный фильтр. Но фильтр не срабатывает так же часто, как и срабатывает - поэтому лучше иметь в студии хотя бы элементарную пудреницу…

Старайтесь себе в удовольствие и получите отличный результат!!! Приятного времяпрепровождения!!!

Статья создана по материалам http://photo-element.ru .

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий

К этому уроку нет работ, проделай урок и добавь фотографию первым
Фотографии сделанные на основе этого урока